Проблема интереса к учению в истории педагогики и школы России «выкристаллизовывалась постепенно» [В.Н. Липник] — до второй половины XVIII века определенных высказываний на этот счет не было. Первые подступы к данной проблеме характеризовались тем, что «в интересе видели лишь средство, способное приохотить ребенка к учению, облегчающее догматическое усвоение знаний в феодальной школе». Новое отношение к природе интереса, а именно линию его связи с нравственностью, выражали идеи И.И. Бецкого. Он рекомендовал учить юношество « больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков». Педагогические концепции В.Г. Белинского, А.И. Герцена, а затем, с середины ХГХ века Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского значительно продвинули развитие целостной теории воспитания интересов у детей. По их убеждению, «интерес к жизни, поднимающий гражданскую нравственность, нельзя воспитать без сформированного интереса к подлинной науке».
Основанием и важнейшим условием осуществления принципа воспитывающего обучения выступает познавательный интерес в отечественных педагогических системах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. «В учебную и воспитывающую пору возраста ученье и воспитание должны составлять главный интерес жизни человека», — подчеркивал К.Д. Ушинский. Видя в обучении «могущественнейший орган воспитания», он дал важный дидактический совет: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, — убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет». Примечательно и то, что в трудах великого педагога интерес рассматривается также как материал для воспитательной деятельности. По его мнению, любовь к умственному труду должна быть определяющей в выборе занятий в свободное от ученья время — «за дверьми класса». «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность».
Достижения Яснополянской школы Л.Н. Толстого во многом были обусловлены тем, что в ней уделяли пристальное внимание внутреннему миру ребенка, изучению его интересов. Воззрения Толстого на единство воспитания и образования: «нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно» сыграли ценную роль в обогащении содержания интереса как общепедагогической категории. В его трудах отчетливо звучат 2 аспекта этой проблемы: 1) в основу воспитания душевных сил питомца должно быть положено учение с интересом, т. е. дидактика, обеспечивающая «облегченность учения» - «возбуждение интереса в учении считаю основным и единственным мерилом хорошего и дурного учения»; 2) интерес как связующее звено в становлении личности, сочетающей в себе как добродетельность, так и ум, знания - «чем добрее бывает жизнь человека, тем больше бывает в нем разума. А чем разумнее человек, тем добрее бывает жизнь человека . Одно помогает другому».
Педагогическая система чувашского просветителя XIX века И.Я. Яковлева определялась основным кредо: «Цель воспитания - счастье человека, средство воспитания - радость». Тема интереса и радости познания в заповедях великого педагога звучит непреложным правилом организации школьного дела. «Обучение, которое не опирается на радость познания, не может быть успешным. Радость познания и вера ученика в свои силы способствует успеху в обучении».
Сквозными основаниями анализа в них выступают:
· существенные характеристики в определении понятия «интерес»,
«познавательный интерес»; взаимосвязь интересов с мотивами;
· динамическая сущность содержания понятия «интерес», выражающаяся в определении стадий его развития;
· психологические предпосылки педагогического процесса по формированию интереса у учащихся;
· психологическая структура, механизмы интереса.
Обращение к теме познавательного интереса вначале было связано с проблемой мотивов, изучением отношений детей к учению. «Удалось выделить две большие категории учебных мотивов, - пишет Л.И. Божович: «к первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями (познавательные мотивы); вторая связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (широкие социальные мотивы)». Исследованиями Л.И. Божович было доказано, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности. Развивать познавательные интересы не в отрыве от общественных мотивов, ибо это может «содействовать эгоцентризму» [Г.И. Щукина]; и не, прежде всего строгое исполнение роли ученика, протекающего без интереса к знаниям, так как тогда «уроки становятся тяжкой обязанностью, с чувством тяжелой необходимости выполняются домашние задания, но зато с радостью тянет гулять, или играть», а воспитать их в тесном единстве. Чтобы познавательный интерес придавал страстность, эмоциональность, и чувство долга и ответственности придавало бы интересу устойчивость, твердость, постоянство. Однако значение познавательного интереса в этой взаимосвязи глубже, сильнее, определяюще как во влиянии на характер деятельности, так и на всю личность человека. «Познавательный интерес делает человека ищущим, жадным к знанию, к труду, неутомимым, творческим, инициативным, настойчивым и трудолюбивым. Его дальнейшее самообразование приобретает большие перспективы». Это показывают в своих исследованиях многие отечественные психологи : А.Г. Ковалев, В.Г. Иванов, Н.Г. Морозова и другие.
Материалы по педагогике:
История развития и становления системы развивающего обучения
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении - это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель – в Древней Греции, Квинтилиан – ...
Диагностика умственных способностей
старших дошкольников
Изучив теоретические и методические аспекты данной литературы этой проблемы, мы перешли к практической части; определили цель и задачи: 1. Выявить условия эффективности развития умственных способностей старших дошкольников. 2. Провести диагностику уровня развития умственных способностей детей. 3. П ...
Характеристика программы и её коррекция после констатирующего исследования
На основе результата констатирующего исследования, была разработана программа занятии для закрепления позиции бережного отношения ко всему живому. Программа занятий для закрепления позиции бережного отношения ко всему живому
. «Мои отношения с разными формами жизни» Пояснительная записка В последне ...