Познавательный интерес как проблема исследования в теории обучения и воспитания

Материалы о педагогике » Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной работе » Познавательный интерес как проблема исследования в теории обучения и воспитания

Страница 4

Воспитание интереса и потребности в умственной деятельности он считал стержневой задачей целостного педагогического процесса. Особую ценность представляют советы и рекомендации В.А. Сухомлинского о целенаправленном педагогическом руководстве познавательным развитием детей во внеучебное время, о развитии познавательных интересов в воспитательной работе с классным коллективом младших школьников. Любовь к познанию, книгам, школе, учителю прививалась в его практике через богатое содержание и активные формы и методы организации воспитательного процесса. Это специальные Праздники: весенних цветов: ландышей, тюльпана, сирени, роз, полевых цветов, хризантем, жаворонка и других. Интересная интеллектуальная жизнь детей младшего возраста кипела в кружке юннатов. Очагами пытливости мысли были Уголок живой природы, зеленый домик, виноградник, Комната сказки, Уголок красоты и др. Важный аспект в учении В.А. Сухомлинского - это интегрирующая роль книги в интеллектуальном развитии школьника. «Путь к сердцу и сознанию ребенка идет с 2-х сторон, с первого взгляда как будто бы противоположных: от книги, от прочитанного слова к устной речи и живого, уже вошедшего в духовный мир ребенка слова к книге, чтению, написанию». В его воспитательной системе окружающий мир выступает средством умственного развития ребенка через слово. Эта идея является принципиальной и для нашего творческого поиска, ибо стержнем представленной нами технологии выступает интерес к книге, ее чтение детьми как основа формирования у них устойчивой познавательной мотивации.

Радость как обязательный момент интереса и как метод педагогической работы звучит ключевой темой в учении и опыте другого замечательного педагога нашей эпохи Г.Н. Волкова. Педагогика известного академика излучает великую силу интереса, радости, счастья, любви. Подчеркивая, что «самыми великими радостями человека являются радости труда и познания», ученый определяет главное правило педагогики: «Учитель в процессе работы с детьми постоянно должен задавать себе вопрос: доставит ли это радость детям? В этом смысле радость - не только средство воспитания, она отчасти и цель, и результат воспитания, более того - даже средство проверки работы учителя». Особые возможности в методике созидания радостей содержит творческий процесс воспитания. «Наибольшее число радостей детей связано с классным руководителем. На нем и лежит главная ответственность за радости детей и основная забота об обеспечении гармонии радостей» .

Успех деятельности современных учителей-новаторов начальной школы также определяют два встречных интереса - интерес ребенка к учению и интерес педагога к своей профессии, к предмету своей деятельности, к маленькому ученику, к его запросам и возможностям. В центре внимания С.Н. Лысенковой - урок сотрудничества, на котором у всех все получается, урок, рождающий чувство успеха и желание идти вперед по дороге познания. Именно такой урок, обеспечивающий ребенку ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, является «мощным рычагом воспитания» трудолюбивой личности, желающей и умеющей хорошо учиться. Именно на таком уроке «создается авторитет школы». И для педагога младших классов особенно помнить, что важно интерес к школе, с которым приходит ребенок в первый класс, разжечь в неугасимый огонь познания!» .

Руководствуясь главной и трудной заповедью - сделать процесс обучения радостным постижением мира - работает в начальных классах другой новатор Е.Н. Потапова. «Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение в гору познания для меня очень важно». «Это и послужило толчком к поиску новой методики обучения письму», - пишет она. «Я стремлюсь к тому, чтобы изнурительное для первоклассников обучение письму стало интересным».

Умение организовать дело обучения и воспитания младших школьников с ориентацией на познавательные интересы - важнейшая основа опыта Ш.А. Амонашвили. «Радость, страсть - эмоции, которые познавательную деятельность превращают для ребенка в смысл его жизни», - указывает педагог и считает, что «лучше, если ученик учится не ради отметок, а ради самих знаний, ради успеха в познании». Особо подчеркивает мысль, что от процесса приобретения знаний не должны ускользнуть душа и сердце воспитанника. Дидактику радостного урока составляют:

· познавательные баталии;

· мудрый учебник, умеющий подливать масла в познавательный огонь;

· огорчение детей, что зазвенел звонок, возвещающий об окончании урока.

Много обстоятельных и полезных статей по теме формирование интереса к познанию помещено в научно-методическом журнале «Начальная школа». В них передовой педагогический опыт по реализации данной проблемы представлен как слитная задача теории и практики воспитания: только четкая организация учебно-воспитательного процесса на уроках и обязательное сочетание его с интересной внеклассной работой позволяют поддерживать интерес учащихся к учению, воспитывать сознательное и ответственное отношение к учебному труду /В.В. Волина, Е.И. Бессчастная/. Мысль о неуклонном и обязательном формировании познавательной активности и самостоятельности через интерес учащихся к уроку проводится в публикациях Д. Большакова, Р.Ф. Гончаровой, М.В. Жердевой, Е.И. Киргинцевой, А.И. Клоповой, Г.С. Овчинникова, А.Я. Савченко, Л.С. Сильченковой, А.И. Холомкиной, Т.А. Шамановой и др. Меньшая часть авторов (В.А. Бондаренко, И.К. Матюша) освещает проблему интереса в рубрике воспитательной работы. К изучению аспекта взаимосвязи, обеспечения единства учебной и внеучебной деятельности в воспитании познавательного интереса обращается Г.Ф. Гаврилычева: «Ведущее место в воспитании детей занимает учебная деятельность. Она развивает познавательные интересы. И обратно, воспитание младшего школьника средствами октябрятской работы необходимо строить с учетом тех знаний, умений, интересов детей, которые формируются в учебном процессе. Интерес к учению, воспитанный в младшем школьном возрасте, становится основой положительного отношения к учению и к труду в целом» [55; 18]. Целесообразность объединения содержания воспитания младших школьников, осуществляемого на уроке и вне его в целях развития у них познавательного интереса, особо выделена и у Е.И. Бессчастной: «Обучение и воспитание для меня слились воедино. Поэтому- то я и подбираю материал, который не только дополняет полученные знания, но и воспитывает, приучает детей много и заинтересованно работать». Идея целостности педагогического процесса - основа успехов воспитательной практики. Интеграция обучения и воспитания, взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности выступают качественно новой ступенью в общем развитии ребенка. Но обеспечить эффективное осуществление такого взаимодействия возможно только при углубленном дифференцированном исследовании каждой из граней такой слитной структуры. Технология конструирования и осуществления воспитательного дела, во многом отличающаяся от технологических параметров урока, требует отдельного содержательного, материального, операционального обоснования ее компонентов, а также раскрытия сущности процесса организации такого проекта. Это одна из ведущих задач дипломного исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии
Коррекционная работа с детьми имеет свою специфику, так как проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет, к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет более гибко п ...

История изучения проблемы заикания и причин его возникновения
История изучения заикания насчитывает более двух тысяч лет, поэтому эту проблему можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Заикание известно человечеству столько, сколько существует человеческая речь. Разное понимание его сущности обусловлено уровнем разви ...

Классификация деловых игр
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них. «В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управле ...

Навигация