Познавательный интерес как проблема исследования в теории обучения и воспитания

Материалы о педагогике » Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной работе » Познавательный интерес как проблема исследования в теории обучения и воспитания

Страница 5

Научные разработки, ведущиеся в области познавательных интересов младших школьников, можно объединить в две большие группы в зависимости от того, какую сторону объекта исследования: учебную или внеучебную выделяют предметом познания.

Дидактическая подсистема начального школьного воспитания как основа формирования интереса к познанию подвергается специальному научному осмыслению во многих работах ученых: А.К. Абдуллаева, А.С. Бахаревой, Н.И. Виноградовой, Ф.М. Гусейновой, Т.Е. Демидовой, А.К. Дусавицкого, Р.А. Ждановой, Е.Г. Кайдаш, Е.И. Киричук, М.М. Сущих, Г.П. Ткачук и других. Есть также исследования, в которых собственно воспитательная работа в узком смысле, проводимая во внеучебное время, рассматривается как самостоятельный источник формирования устойчивого познавательного начала личности. Работы В.И. Казаренкова, Г.Ц. Молонова, И. Нармуратова, B.C. Шевченко и другие. Раскрывают особенности познавательных интересов подростков. А младшему школьнику посвящены диссертации Л.С. Дягилевой, М.П. Осиповой, И.В. Щекотихиной. Последних гораздо меньше, но каждая из них ложится огромным вкладом в теоретическую и практическую разработку данной проблемы. Л.С. Дягилева изучала познавательный интерес как динамическое качество, развивающееся во внутривозрастной зависимости. Указывая, что показатель проявляется, ученый определяет, что «проявления - действенное конкретное выражение показателей познавательного интереса». Автором выявлено 8 типичных для младших школьников проявлений изучаемого качества, наиболее характерными для данного возраста выступают «эмоциональная окрашенность процесса познавания», «положительное отношение к учению и школе в целом». В раскрытии особенностей внеучебного проявления познавательных интересов основная роль отводится вопросам учащихся с познавательной целью. Существенное место в дипломной работе занимает проблема воспитания познавательного вопроса. Весьма значимым в ней является определение уровней развития познавательного интереса, означающих «количественный и качественный состав и характер взаимодействия основных сформированных показателей, достаточно устойчивых и типичных для данного качества личности определенного возрастного периода». Среди четырех выделенных уровней (нулевой, низкий, средний, высокий) «наиболее типичной в развитии познавательных интересов у первоклассников является низкий уровень, однако ряд детей (до 10% в каждом классе) может характеризоваться и более высоким уровнем развития названного качества, имеющим многие черты «первоначального познавательного интереса», — доказывает исследователь.

Зависимость развития познавательной активности младших школьников от характера воспитательной работы обосновывается в научном труде М.П. Осиповой. Значимыми факторами активизации внеучебной познавательной деятельности называются содержание, организация такой работы с коллективом младших школьников и ее взаимосвязь с учебным процессом. Стимулирует развитие познавательной активности использование разнообразных форм: бесед, утренников, заочных путешествий, познавательных игр, коллективных творческих дел, конкурсов и др. Близка нам позиция автора, принимающая «познавательный интерес как внутренний источник развития познавательной активности, под влиянием которой познавательная деятельность младших школьников осуществляется с увлечением, приобретает собственно цель, мотив».

Интересна работа И.В. Щекотихиной разработкой педагогического проекта системной организации познавательной деятельности учащихся в учебное и свободное время, способствующем становлению познавательных интересов. Такая система, по мнению автора, включает в себя интегрированные формы творческого взаимодействия педагога и воспитанников в учебное и свободное время. «Ведущими среди этих форм являются те, которые обеспечивают активно-творческую самореализацию ребенка в учебно-познавательной деятельности на уроке и одновременно с этим способствует успешному становлению познавательных интересов в условиях досуга». Определяющим условием эффективного построения такой работы исследователь называет владение учителем умением диагностировать запросы ребенка и учет интересов, склонностей школьников в реализации воспитательно-развивающей деятельности.

Несомненную ценность приведенных трудов составляют такие существенные аспекты, как обогащение научно-терминологического аппарата в изучении познавательных проблем личности, особое внимание и дальнейшее развитие диагностической подсистемы педагогической науки.

Однако основы построения работы, обоснование системы действий педагога с учетом раскрытых закономерностей взаимосвязи воспитательной работы и познавательного интереса в них изложены недостаточно. Они вносят мало заметный вклад в саму теорию воспитания, на материале которого формируется интерес учащихся к познанию, где последний выступает интегральным образованием и основным компонентом в формировании любого личностного качества, будь то нравственное, физическое, эстетическое и другое. Поэтому выделение образовательно-познавательного содержания воспитательного дела - основное требование, содействующее превращению воспитательного процесса в эффективное средство развития познавательного интереса у учащихся 1-3 классов. Отставание в разработке признака оперативности методических схем внедрения концепции обучающего воспитания в практику школьного учителя заставило нас обратиться к углубленному рассмотрению в своей работе технологической конструкции изучаемой проблемы. Под технологией формирования познавательного интереса во внеучебном воспитательном процессе мы понимаем сложную систему совместных действий педагога и воспитанников, направленных на целенаправленно-творческое использование содержания и процесса внеучебного воспитания для эффективного становления устойчивой познавательной направленности личности на основе овладения умениями самостоятельного познания с целью активного использования их в учебной и в будущей трудовой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Структура и виды деловых писем на английском языке
Оформление письма на английском языке имеет некоторые специфические особенности, поэтому перейдем к краткому описанию особенностей оформления отдельных частей. Теоретические аспекты составления делового письма нами были просмотрены в первой главе, во второй же мы собираемся рассмотреть их подробнее ...

О выразительности образов и их влиянии на сознание
Каждый носит в глубинах своей Личности, в своей душе и сердце, мир «несказанного», невыразимого словом и образом. И эту невыразимость, неспособность до конца высказать мысль и чувство словом гениально выразил Ф.И. Тютчев в стихотворении «Silentium!» («Молчание!») Другому как понять тебя? Поймёт ли ...

Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка
Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев. ...

Навигация