II. «Методика с конвертами» (по Г.И. Щукиной).
Цель – выявить уровень познавательного интереса младших школьников, через внеурочную деятельность. Методика модифицирована нами применительно к содержанию воспитательной работы. Мы предположили, что наличие познавательного интереса у ученика обнаруживается при явно выраженной корреляции между выбором конверта, предметное содержание которого ещё для него не определено точно и особым интересом к чтению книг на избранную тематику. Степень же развития исследуемого интереса зависит от характера выполнения предложенных в конвертах заданий. Раздел 1 носит репродуктивный характер. Задания, отнесенные к разделу 2, были рассчитаны на эффективное использование знаний, умений, навыков, на применение их в новой ситуации. Задания раздела 3 носили творческий характер, требовали от испытуемого активного поиска, догадки, проблемного подхода, а также наличия волевого компонента в познавательной активности личности.
Перед испытуемым выкладывались 7 конвертов:
№ конверта |
Название конверта |
Направление во внеучебной деятельности |
1 |
Праздник сказки (Г.К. Андерсен «Дюймовочка») |
Познавательные воспитательные дела |
2 |
Праздник леса |
Экологические воспитательные дела |
3 |
Праздник Рукодельницы |
Нравственно-трудовая проблематика |
4 |
Праздник Здоровья |
Аспект здорового образа жизни, интерес к спортивно-оздоровительным мероприятиям |
5 |
Праздник Музыки «Где живут нотки» |
Эстетические воспитательные дела |
6 |
Праздник Дружбы и Счастья |
Этические воспитательные дела |
7 |
Конверт с надписью «Пустой» |
Отсутствие интереса к какой-либо деятельности |
Ученику предлагалось выбрать любой конверт и отвечать на те вопросы, на какие он захочет ответить. Другие конверты разрешалось брать в том случае, когда ответы на вопросы, с точки зрения ученика, были исчерпаны. Разрешается самостоятельно работать над поиском ответов по дополнительной литературе и представить их потом.
Экспериментальные задания выполнялись с каждым учеником классного коллектива отдельно. Метод сочетался с наблюдением и интервью, уточняющими ответы школьника.
Примеры содержаний заданий для эксперимента с учащимися третьего класса.
Праздник Дюймовочки
Раздел 1
1. Почему ты выбрал этот конверт?
2. Какие сказки ты прочитал во 2 и 3 классе?
3. Кого из сказочных героев ты хотел бы пригласить к нам в класс?
Раздел 2
1. Расскажи, какие события происходят в сказке «Дюймовочка».
2. Назови, кто из героев этой сказки тебе нравится? Почему?
3. Кто кому помог в этой сказке? Раздел 3 (можно выполнить дома)
Раздел 3
1. Сколько сантиметров составляет рост у Дюймовочки?
2. Что ела и пила Дюймовочка?
3. Расскажи начало сказки.
4. Продолжи предложение «Ночью она спала в колыбели, а. ».
Праздник Рукодельницы
Раздел 1
1. Почему ты выбрал этот конверт?
2. В каких сказках есть трудолюбивые герои?
3. Чем ты любишь заниматься?
Раздел 2
1. Расскажи сказку «Рукодельница и ленивица».
2. Приведи пословицу о труде.
3. Кто из героев этой сказки тебе больше нравится?
Раздел 3
1. Почему Рукодельница спустилась в колодец?
Материалы по педагогике:
Каковы достоинства оригами
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолётик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи ...
Воспитание правильной мотивационной направленности,
постановки целей у школьников должна сопровождаться и воздействием на
эмоциональное отношение школьников к учению
Между тем в школьной практике роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения недооценивается. В учебном процессе нередко мало что может служить возникновению положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные эмоции – скука, страх и т.д. В психологии показано, что эмоции развива ...
Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе
формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы наметили и провели формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент проводился только в экспериментальной группе, контрольная группа функционировала в обычных условиях. Цель: развивать друж ...