В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).
Воспитание детей, подростков, юношества направлено на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства достоинства, творческой активности и критического мышления.
Невзирая на разницу в возрасте и в системе ценностей, любые взаимоотношения с ребенком-дошкольником должны строиться с позиции взрослого человека. Ребенок должен всегда знать, что взрослые видят его реальный потенциал и что там, где он может расти, его будут стимулировать, а там, где он еще беспомощен, ему помогут.
Иерархию ценностей ребенок-дошкольник всегда перенимает от взрослых. Он воспринимает предметы как что-то ценное, если взрослый считает их ценными, внутреннюю ценность он понять еще не способен.
С приобретением практического опыта и развитием познавательной и общественной направленности у ребенка-дошкольника формируются стремления к самостоятельности. Самостоятельность является всегда продуктом подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, понятнее усвоил ребенок правила поведения, тем более широкие у нее возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых условиях. Растет значение активной деятельности самого ребенка. Онарегламентируется известными и понятными ему правилами поведения. Последовательное их применениевоспитателем и соответственно обоснованная оценка действий детей, которые придерживаются или нарушают определенное правило, становятся критерием их оценки и самооценки, основой их морального поведения. Повседневное действие по правилам обеспечивает формирование в дошкольников самых сложных привычек: бытовых, культурных, моральных.
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах.
Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредотачиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать учение более занимательным.
Важным условием развития моральных знаний младших школьников являются положительные изменения в их мышлении.
Поэтому, кроме анализа естественных моральных ситуаций, которые возникают в общении со взрослыми и сверстниками, необходима целеустремленная воспитательная работа. При этом важны такие формы работы, как коллективное чтение и обсуждение рассказов с моральным содержанием, создание на уроках специальных проблемных ситуаций, в которых ставится задание научить детей анализировать поведение и чувства героев, сравнивать представленную в литературном произведении моральную ситуацию с аналогичными жизненными ситуациями. Благодаря этому школьники учатся осуществлять «перенос» непосредственно данного в рассказе морального содержания на моральные явления из реальной жизни детей.
Материалы по педагогике:
Этапы изучения алгоритма в школе
Следует различать 2 смысла, в котором может употребляться выражение «алгоритмизация обучения». Под алгоритмизацией обучения понимают алгоритмизацию деятельности учителя; составление и использование алгоритмов обучения. Алгоритмизация деятельности учащихся, то есть не что иное, как обучение алгоритм ...
Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка
Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев. ...
Методика введения
понятия алгоритм
Изучение алгоритмизации и программирования делится на два этапа, это и есть само изучение алгоритмизации, а затем программирования. Во многих учебных программах останавливаются только на изучении алгоритмизации, так как небольшое количество учителей информатики имеют должный уровень подготовки для ...