Возрастные аспекты воспитания и обучения

Страница 4

Таким образом, зная возрастные особенности ребенка, можно охарактеризовать мотивацию учения и поведения школьников так:

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и обучения представляет исключительный интерес для всех людей. Никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком (социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей) невозможно без учета особенностей его мотивации.

В качестве мотивов выступают внутренние побуждения личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением определенных потребностей (физиологических, эстетических, потребность в безопасности, в признании, в самоактуализации, в познании и понимании и др.).

На формирование потребности в овладении знаниями существенно влияет ситуация, в которой ученик переживает удовлетворение от своих успехов в обучении. Этот фактор эффективен во всех случаях. Прежде всего он важен для неуспевающих учащихся, особенно тогда, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и вырастают, когда ученик теряет веру в свой успех, перестает учиться, выявляет отрицательное отношение к учению. Стараюсь своевременно создавать для таких школьников ситуацию успеха, которая стимулирует удовлетворение, чувство радости, вселяет веру в свои силы. Учащийся начинает понимать, что ситуация не безнадежна, что его усилия, направленные на овладение знаниями, могут давать положительные результаты. Для способных учеников, когда обучение дается легко, ситуация интеллектуального удовлетворения возникает тогда, когда преодолевается более высокий уровень трудностей.

В целом в своей работе применяю следующее:

ü определяю задачи формирования мотивации в разном возрасте с учётом перспектив, ориентируясь на «завтрашний день развития»;

ü выясняю состояние мотивации учения у своих учеников;

ü организую виды активной деятельности школьника, осуществляю широкую воспитательную работу, включаю школьника в специально созданные педагогические ситуации, организую выполнение заданий, направленных на осознание своей мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания.

Таким образом, изучение проблемы по формированию учебной и поведенческой мотивации является актуальной и сегодня. Как было уже отмечено, современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Поэтому главными задачами являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развивать у них познавательный интерес и повысить его уровень.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Оригами и медицина
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышлен ...

Характеристика программы и её коррекция после констатирующего исследования
На основе результата констатирующего исследования, была разработана программа занятии для закрепления позиции бережного отношения ко всему живому. Программа занятий для закрепления позиции бережного отношения ко всему живому . «Мои отношения с разными формами жизни» Пояснительная записка В последне ...

Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...

Навигация