Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.
Ранней юности свойственный рост самосознания. Это осознания своих качеств и возможностей, потребность отвечать за свои поступки, представление о своем месте в жизни, осознание себя как личности. С этим связан большой интерес к моральным проблемам — счастью и обязанности и общественным отношениям между людьми, любви и дружбы. В этом плане можно говорить о формировании морального сознания в старшем школьном возрасте.
Сложность воспитательной работы в ранней юности заключается в том, что в этом возрасте очень расширяется сфера свободного общения, а также свободный выбор деятельности, недостаточно доступный воспитательным влияниям. Естественный рост самостоятельности при этом словно отделяет воспитанников и воспитателей. Появляются такие интересы, переживания, которые умышленно скрываются от воспитателей, а любые попытки со стороны взрослых проникнуть в них расценивается юношами и девушками как покушение на их самостоятельность.
В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.
Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работа по воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.
Материалы по педагогике:
Исследование ручного праксиса
Тест на распознавание пальцев поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка. "Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. По ...
Проблемное обучение
В проблемном обучении число задаваемых преподавателем ориентиров (указаний) меньше, чем в программированном, но эти ориентиры более обобщены, более важны и более широки по своему научному содержанию. Для успешного осуществления проблемного обучения необходим большой запас знаний и в то же время кол ...
Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и
проведении работ по слушанию музыки
Формы работы Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты этой работы не столь очевидны, как в пении и ритмике. Однако знакомить детей с музыка ...