Какие же существуют объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации? Их достаточно много:
Суровые природно-климатические условия страны, региона, местности, экологические особенности местности, геопатогенные зоны, экологическое загрязнение - повышенный уровень радиации, загазованности, загрязненности воды, воздуха, высокий уровень шума и т.п. могут оказывать пагубное влияние на физическое и психическое развитие человека, на его здоровье, психику, поведение, повышая уровень и криминального, антисоциального поведения (алкоголизм, наркомания, самоубийства и т.п.);
Фактором виктимизации человека могут стать общество и государство, в которых он живет;
Хотя в любом обществе бывают инвалиды и сироты, но условия их социализации сильно различаются в зависимости от уровня экономического развития общества и социальной политики государства: инвестиции в сферу социальной защиты и общественного призрения, системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства, законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов (органов управления, общественных фондов, производственных и коммерческих предприятий и т.д.). Соответственно статус и субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств;
Во многих странах имеются группы мигрантов из других стран, а также из деревни в город, из региона в регион, но то, какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и др.) зависит от уровня социально-культурного развития общества и государственной политики. В частности, количество жертв среди мигрантов зависит от меры терпимости общества к их культурным и социально-психологическим особенностям, а также от системы мер по их экономической поддержке, социально-психологической и культурной адаптации к новым для них условиям жизни;
В истории различных обществ бывают катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп населения: войны, стихийные бедствия, землетрясения, наводнения, депортации народов или социальных групп. Эти катастрофы делают своими жертвами как тех, кто непосредственно ими был затронут, так и оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и на общество в целом.
Виктимизация в подобных случаях связана не только с возникновением психических травм и пограничных состояний, но и таких социальных явлений, как появление "потерянных поколений", т.е. массовой утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни и перспективы. Возможная минимизация последствий подобных катастроф зависит от специальных усилий общества и государства. Восстановление разрушенных поселений, создание нормальных условий жизни - одно из направлений деятельности государственных структур. Другое - преобразование общественно-политического строя и изменение социально-психологической атмосферы в обществе, восстановление справедливости по отношению к депортированным и их потомкам. Важное значение имеет создание системы реабилитации (медицинской, психологической, профессиональной, социальной) жертв катастрофы (преодоление "афганского синдрома").
Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период нестабильности в своем развитии. Сейчас стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиально иных, новых ценностных ориентации, что в комплексе приводит к росту "жертв" среди старших, средних и молодых групп населения. В результате возросло число и разных типов жертв неблагоприятных условий социализации (правонарушители, наркоманы, проститутки, безработные, бомжи и нищенские слои населения). В городах, где при закрытии предприятий наблюдается массовая безработица, где низкий культурный уровень населения, очень велика возможность массовой алкоголизации, аморального и противоправного поведения. Если среди жителей велик процент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где он превышает 30%, социально-психологический климат имеет явно антисоциальный и криминальный характер, что способствует появлению большого числа маргиналов, правонарушителей, алкоголиков, наркоманов, психически травмированных, инвалидов.
Материалы по педагогике:
Исследование знаний школьников о физической культуре. Исследование физической
подготовленности школьников
Для контроля уровня сформированности знаний в сфере физической подготовленности школьников 10–11 лет был составлен комплекс информативных, надежных тестов, для проверки уровня сформированности знаний отражающих степень развития двигательных качеств. Нами были выбраны тесты, характеризующие общую фи ...
Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических
трудах
Проблема общения - коммуникации занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. По утверждению М. С. Кагана первый серьёзный анализ общения как философской категории относится ещё к эпохе эллинской культуры. У Сократа и Платона впервые возникла этическая ...
Формы работы родительского комитета
Существуют разные формы работы родительского комитета. Одной из распространенных из них является оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе: это – посещение театров, музеев, организация туристических и познавательных поездок. Также речь может идти и об организации классных праздни ...