Постепенно изменяется динамика отношений в группе, да и сама ее структура: заметно выступают дружеские пары, группировки, устойчивые объединения детей. Эта устойчивость проявляется в уверенности, с какой старшие дошкольники отвечают на вопросы, типа: "Кого ты считаешь своим другом?" или "Кто из детей тебе больше нравится?". Отвечая на подобные вопросы, они уже не отыскивают взглядом близ стоящего сверстника, а смело называют того ребенка, с которым приятнее общаться. Думается, что в сознании детей закрепляется представление о том, что есть отдельные сверстники, вызывающие особые чувства, переживания, желания играть.
Старшие дети способны руководствоваться в своем выборе друзей их поступками, отношением к товарищам по группе и к самому себе. Это отношение начинает выступать в активной, действенной форме и активизируется в реальных переживаниях. По данным исследования Е. И. Кульчицкой, тенденции в развитии чувства дружбы постепенно развиваются в связи с формирующимся моральным сознанием ребенка. В частности, если у малышей чувство симпатии и привязанности как предпосылки дружбы имеют узко личную направленность: "Он мне дал игрушку", "Он меня стукнул" и т.д., то в дальнейшем они проникаются общественным содержанием. Именно моральная сторона поступка сверстника, его общее поведение, оценки окружающих становятся объектом чувств симпатии и антипатии к нему членов коллектива: "Мне Оля нравится, она всех жалеет, не обижает детей", "Коля хороший, он помогает детям и не дерется" и др. Опыт показывает, что к старшему дошкольному возрасту увеличивается количество объединений сверстников и усиливается их устойчивость. Каковы же мотивы объединения? Что заставляет детей сближаться?
Если в младшем дошкольном возрасте значительную роль играет пространственный фактор, то в старшем, роль этого фактора существенно снижается, и на первый план выступают другие параметры отношений. Это - моральные качества сверстника, общий интерес к определенным видам деятельности, играм. Например, одних детей объединяет интерес к играм подвижного характера, других - развивающиеся настольные игры, третьих - ролевые игры. Практика, однако, показывает, что в последние годы тематика детских игр существенно преобразовалась в негативном направлении. Например, появился живой интерес к играм выражено агрессивного содержания: в "килеров", в "войнушку". Дети, предпочитающие эти игры, отличаются высокой подвижностью, некоторые жестокостью, безразличием или агрессивностью по отношению к другим и объединяются, скорее всего, по характерологическим качествам, хотя нельзя отрицать и сильного влияния на ребенка телекоммуникацией. Вместе с тем, не все дети подвержены такой агрессивности, не смотря на интерес к мультфильмам вредного в воспитательном отношении содержания. Они с удовольствием объединяются в играх интеллектуального порядка, имитируя телевизионные передачи "Слабое звено", "Кто хочет стать миллионером" и др.
Расслоение общества по материальному признаку привело к тому, что в детских учреждениях дети дошкольного возраста разделяют сверстников на "крутых" и "не крутых" и дружат с ними по наличию предметов модной одежды, аксессуаров, игрушек, сладостей и т.д. Эти дети играют в "банкиров", "рэкетиров" и подобные игры, объединяясь со сверстниками из обеспеченных семей.
Анализ сложившейся ситуации ставит перед необходимостью обратиться к разработке содержания педагогической работы по формированию у дошкольников правильных представлений о таком феномене как дружба, пониманию его в контексте нравственного воспитания.
Итак, дружба выступает феноменом нравственного воспитания, характеризуется содержательными взаимосвязями и эмоциональными привязанностями, выступает в качестве важного морального чувства, стимулирующего становление коллективных взаимоотношений. Кроме того, не менее важной характеристикой, отражающей сущность дружбы, является взаимопомощь, выступающая, по нашему мнению, и как независимая, самостоятельная нравственная категория, и как составляющая в структуре понятия "дружба".
Взаимопомощь рассматривается одним из важных аспектов взаимоотношений людей. Нравственные основы взаимопомощи характеризуют не просто взаимоотношениями, но именно коллективные, проникнутые гуманизмом отношения. Надо признать тот факт, что последнее время подобные отношения претерпели некоторые негативные изменения, когда взаимная помощь людей основана на выгодных в материальном или ином плане условиях. Основанная на выгоде, она теряет свои нравственные корни, и по нашему мнению, перестает быть взаимопомощью в истинном значении, трансформируясь совершенно в иное образование, которое большинство людей ошибочно принимают за помощь, и которая на самом детей проявляется как сделка, выгода, договор и т.д.
Материалы по педагогике:
Проектирование личностно ориентированного учебно-тренировочного процесса
технической подготовки боксера
На рисунке 1 представлена блок-схема личностно ориентированного учебно-тренировочного процесса, важными компонентами которого являются следующие основания: 1. Особенности современного социального заказа определяют модельные представления о воспитаннике спортивной школы – развитие их субъектной акти ...
Психологические и лингвистические основы развития словаря
Язык - потенциальная система знаков. Сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Речь- это действие и его продукт, это деятельность людей. Речь всегда мотивированна, т. е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она вс ...
История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к
ученикам
Проблема индивидуального подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям. Настой ...