Рассматривая дружеские взаимоотношения как эмоциональную и интеллектуально-моральную сторону, а также выражение дружеских отношений в действиях, поступках, в поведении, автор, вместе с тем, не затрагивает самого понятия "дружба".
В психолого-педагогической литературе "дружба" определяется в качестве устойчивого чувства, содержательных взаимосвязей между детьми , избирательной эмоциональной привязанности и др.
Очевидно, все составляющие "дружбы" можно считать по-своему правомерными в зависимости от аспекта ее изучения, но в целом мы предполагаем, что "дружба" - это не только чувства и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и феномен нравственной категории, отражающей специфику проявления некоторых нравственных особенностей, таких как сочувствие и сопереживание. Помимо этого, важной характеристикой, отражающей сущность дружбы, является взаимопомощь, способная выступать как независимая, самостоятельная нравственная категория, а также в структуре дружбы, подчеркивая тем самым неразделимость рассматриваемых понятий.
Анализ исследований и данных педагогической практики свидетельствует о том, что основой дружбы становятся общие интересы детей и увлеченность общим делом. Кроме того, ребенок всегда ждет от друга более высоких оценок в свой адрес, чем от других сверстников, более доверительного общения и интимности. Наши данные подтверждают вывод о том, что с одними из товарищей по группе он дружен, к другим относится равнодушно, к третьим проявляет выраженную антипатию. Часто именно эти личные взаимоотношения в коллективе являются определяющими в формировании характерологических черт личности отдельного человека. Так, чувствуя недоброжелательное, без сочувствия отношение к себе членов коллектива и не зная причины такого отношения, ребенок становится или замкнутым, сдержанным, или, напротив, раздражительным, агрессивным. А доброжелательное отношение к нему со стороны товарищей, проникнутое сочувствием и сопереживанием, возможность поделиться с ними своими радостями и огорчениями, надежда на то, что они в трудную минуту помогут, делает человека жизнерадостным, счастливым, создает оптимистическое настроение.
Как же развивается удивительный феномен дружбы в дошкольном возрасте? В младшем дошкольном возрасте дружба представляется в виде детских привязанностей и симпатий, которые являются кратковременными эмоциональными проявлениями и вызываются незначительными фактами одновременного значения. Постепенно эти кратковременные чувства, испытываемые ребенком по отношению к своему сверстнику, как бы накладываются одно на другое. Так, если малыш часто испытывает удовольствие от общения со сверстником, то постепенно оно перерастает на следующем возрастном этапе в относительно устойчивое отношение - чувство к нему. Ребенок тянется именно к определенному сверстнику в группе, ему приятнее с ним, чем с кем-либо другим. Таким образом, симпатия превращается в устойчивое чувство, которое характеризуют как дружбу между детьми. Зарождаясь из потребности к общению, имея социальный характер и являясь, в сущности, результатом взаимоотношений дошкольников, симпатии и привязанности лишь постепенно становятся избирательным отношением ребенка к сверстнику. У малыша еще нет в достаточной мере устойчивого эмоционального отношения к товарищу и его поведение еще не опосредуется этим отношением. Например, часто ребенок называет другом первого попавшегося на глаза ребенка и тут же забывает о нем, руководствуясь случайными обстоятельствами, а не действительным чувством симпатии. Помимо этого малыш нередко называет другом того, с кем в общении испытывал удовольствие и радость в какой-либо конкретной ситуации.
Вместе с тем нельзя отрицать и тех фактов, которые говорят в пользу существования у детей заботливого и трогательно нежного отношения друг к другу. Анализ подобных проявлений дает основание считать, что причины кроются, скорее всего, в каких-то внешних и случайных обстоятельствах: дети рядом сидят за столиком, шкафчики находятся рядом в раздевательной комнате и др. В силу обстоятельства они общаются чаще, чем с другими детьми, и на этой почве могут возникнуть симпатии и привязанности. Однако это еще не дружба, так как младшего дошкольника в "друге" пока не привлекают личностные качества, потому что он в них еще не разбирается и самостоятельно оценить их не в состоянии. И только по мере развития ребенка, накопления им опыта нравственного поведения, формирования отношений в коллективе, понимания им моральной стороны поступка товарища и умения дать ему соответствующую оценку, те кратковременные отношения симпатии, которые ребенок переживает по отношению к сверстнику, накладываясь одно на другое, как бы преобразуются со временем в устойчивое образование личности. Очевидно, на этом складывается дружба, выражающаяся в форме желания общаться с конкретным ребенком чаще и больше, чем с другими детьми.
Материалы по педагогике:
Формы, методы и средства обучения работников внешнеэкономического отдела
ОАО «Танеко» письменной деловой коммуникации
Формирование знаний, умений и навыков письменного делового общения мы понимаем как целенаправленный процесс создания системы специальных и использование естественно сложившихся ситуаций взаимодействия. В ходе и результате этого процесса создается устойчивая положительная мотивация к участию в письм ...
Построение и структура утренней гимнастики
Утренняя гимнастика начинается со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается ...
Влияние гендерных стериотипов на воспитание
В настоящее время, в условиях ярко выраженных изменений в полоролевой стратификации российского общества, фактор пола стал важнейшей составляющей многих социальных и педагогических исследований. Женщина и мужчина – два основных человеческих типа, и взаимодействие между ними необходимо рассматривать ...