Экспериментальная работа осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения «Крепыш» г. Сургута в 2009-2010 году. В эксперименте принимали участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста – группа «Капитошка» и группа «Ромашка».
Педагогический эксперимент состоял их трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Первый этап нашего исследования – констатирующий.
Констатирующий эксперимент состоял из двух серий.
Цель первой серии: изучение взаимоотношений детей в группе через выявление их статусных категорий.
Для определения взаимоотношений детей в группе мы использовали методику Г.А. Урунтаевой «Социометрия» для детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось с детьми в виде игры «Секрет». Каждого ребенка «по секрету» от остальных просили по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Игру проводили двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист или заведующий). Ее можно провести в раздевальной комнате, здесь ставят подальше друг от друга 2 детских столика с двумя стульчиками у каждого (один стул для ребенка, другой - для взрослого). Перед началом эксперимента ребенку говорили: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят Тебе». Далее ребенку давали 3 картинки и говорили: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделал свой выбор, его спрашивали: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку . (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорили: «Если бы у тебя было много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывали, а на оборотной стороне картинки — имя сверстника, которому она подарена.
Формирование личных качеств детей дошкольного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений у детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности.
Взаимоотношения между детьми определялись по следующим критериями:
Предпочитаемые - эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Однако такие дети могут страдать звездной болезнью - 6-7 выборов;
Принятые - они особенно не выделяются, у них добрая душа, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного - 3-5 выборов.
Непринятые - часто чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Непринятые дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого - 1-2 выбора.
Изолированные - обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить - не получившие ни одного выбора.
Проведя сравнительный анализ количества выборов у детей в ходе эксперимента, мы определили статусное положение каждого ребенка и распределили всех детей по условным статусным категориям.
В процентном соотношении данные выглядят следующим образом (таблица 1).
Таблица 1 Соотношение статусных категорий у детей (констатирующий эксперимент, I серия)
Статус |
Группа «Капитошка» |
Группа «Ромашка» |
Предпочитаемые |
20% |
0% |
Принятые |
75% |
40% |
Непринятые |
5% |
55% |
Изолированные |
0% |
5% |
В процессе проведения экспериментальной работы подтвердилось, что в дошкольном возрасте у детей 6 лет формируются дружеские взаимоотношения. Как показывают исследования в группе «Капитошка» 20% детей с высоким статусом (социометрические «звезды»), эти дети получили наибольшее число выборов. Они являются лидерами, к ним все тянутся, симпатизируют им многие сверстники, они имеют организаторские способности, являются заводилами, все хотят с ними дружить и играть.
Материалы по педагогике:
Классификация внеклассной работы
Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы по математике. 1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного мате ...
Почему оригами нравится учителям и детям
– Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! – Для занятий нужна только бумага и ваши знания! – С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть – Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей – ...
Этапы формирования двигательных навыков у
детей дошкольного возраста
Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений к умению выполнять его, а затем от умения к навыку . Формирование двигательного навыка проходит т ...