75% детей группы – имеют социометрический статус категории «принятых». Эти дети, особенно не выделяются, тихие, спокойные, покладистые. Они играют в любые игры, доброжелательно относятся к другим детям.
5% от общего числа детей, не могут наладить отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы, часто конфликтуют с ним. Таким образом, этих детей можно отнести к категории «непринятых».
Проанализировав полученные данные в группе «Ромашка» можно сделать выводы: 40% детей - имеют благоприятный социометрический статус, относясь к категории «принятых», они благополучны в системе межличностных отношений, удовлетворены общением и имеют признание сверстников.
Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к "выпадению" ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения, отрицательное эмоциональное состояние часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении. Таким образом, 55% детей можно отнести к категории «непринятых».
5% от общего количества детей, ведет себя очень скромно, тихо, не принимает участие в коллективных играх, ни с кем из группы не дружит (изолированный).
Полученные результаты мы отразили в гистограмме 1.
Гистограмма 1 Соотношение статусных категорий у детей констатирующий этап)
Определив статусное положение детей в группе сверстников, мы сочли необходимым определить наличие дружеских отношений между детьми. В детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.
Поэтому целью второй серии являлось: выявление дружеских отношений детей в группе. Для этого мы наблюдали за детьми в разных видах деятельности и оценивали уровень их дружеских взаимоотношений по следующим критериям:
- 3 (высокий) – оказывает помощь другому ребенку по собственному желанию, проявляет чувство долга по отношению к сверстнику, проявляет заботу в отношении к другим детям постоянно;
- 2 (средний)– оказывает помощь сверстникам по просьбе взрослого, проявляет заботу в отношении к другим детям время от времени;
- 1 (низкий) – (оказывает помощь другому ребенку неохотно, не проявляет чувства долга, проявляет заботу в отношении к другим детям эпизодически.
- 0 (отрицательный) – не проявляет заботу в отношении своих сверстников, не оказывает помощь, даже по просьбе взрослого.
Результаты своих наблюдений мы отразили в таблице 2.
Таблица 2 Уровень проявления дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент, II серия)
Уровни/критерии |
Группа «Капитошка» |
Группа «Ромашка» |
Высокий |
25% |
15% |
Средний |
35% |
40% |
Низкий |
35% |
40% |
Отрицательный |
5% |
5% |
При проведении исследования мы отметили, что у детей группы «Капитошка» дружеские отношения сформированы лучше, чем у детей группы «Ромашка». Также мы отметили, что в группе «Капитошка» наблюдаются более стойкие отношения между детьми, т.е. дети играют и общаются в основном с одними и теми же детьми, проявляя свои симпатии к ним. Тогда как в группе «Ромашка» общение и игра проходит хаотично, дети часто меняют партнеров по игре и общению. А также в этой группе много детей, которые вообще играют в одиночку и плохо идут на контакт с другими детьми.
Итак, мы видим, что высокий уровень проявления дружеских отношений в группе «Ромашка» у 15% детей, средний уровень у 40%, низкий у 40%, отрицательный уровень у 5% детей. В группе «Капитошка» высокий уровень проявления дружеских отношений наблюдается у 25% детей, средний уровень у 35%, низкий уровень у 35% детей и отрицательный уровень у 5%.
Результаты проведенной диагностики мы также представили в виде гистограммы (гистограмма 2).
Гистограмма 2 Уровень проявления дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста
Изучение уровня сформированности детских взаимоотношений и начал сотрудничества показало, что на протяжении дошкольного детства характер взаимоотношений детей в процессе различных видов деятельности меняется.
Материалы по педагогике:
Педагогическое - исследование выдвинутой гипотезы
Исследование, определяющее, проблему системы работы воспитателя по формированию бережного отношения к живому проходило, на базе: Бюджетного образовательного учреждения города Омска «Лицея №25» Октябрьского административного округа города Омска В 1978 году школа приняла своих первых учеников. В это ...
Методика проведения утренней гимнастики
В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна ...
Экспериментальное изучение особенностей формирования диалогического
высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Экспериментальное исследование проводилось в апреле-мае 2008 учебного года на базе «Муниципальной средней общеобразовательной школы №3» г. Саранска. Дети участвующие в эксперименте имели заключение психолого-педагогической комиссии о наличие у них общего недоразвития речи III уровня по классификаци ...