Возникновение и развитие кооперативного образования берет свое начало из самой природы кооперативных отношений, в которых с момента их зарождения вырабатывалась привычка к совместному труду, развивалось чувство солидарности. Основные принципы, на которых строилось здание российской кооперации, изначально были сориентированы на воспитании лучших человеческих качеств, просвещение трудящихся, оказании помощи, поддержки тем, кто в ней нуждается.
Особую актуальность представляет исследование системы кооперативного образования на различных ступенях развития, его место и роль в развитии регионального образования, влияние на формирование образовательной инфраструктуры.
Сегодня, в пору возрождения кооперативных принципов и ценностей исторический опыт и извлеченные из него уроки важны для повышения качества подготовки специалистов и реализации духовно нравственного воспитания современной студенческой молодежи.
Объективное научное освещение процесса становления кооперативного образования в отдельных регионах России имеет значение и в международном плане. Кооперативные идеи, получившие в ряде стран благоприятную почву и импульс к развитию, могу быть обогащены теоретическим опытом России.
Из всего множества проблем, которые находятся в историографической сфере изучения кооперации, проблема отношений кооперации и образования отражается в наиболее широком диапазоне воззрений. Единодушным считается мнение о неотделимости указанных институтов и их взаимопроникновение. Взгляды разделяются относительного того, считать ли кооперативное образование дополняющей структурой, полностью подчиненной государству, или видеть в нем альтернативную форму образования, во всем самостоятельную и равноправную.
С первых после революционных лет вопрос о просветительской и образовательной деятельности кооперации в системе государственной диктатуры был выдвинут перед учеными самой жизнью. Предстояло решить нелегкую задачу, каким образом совместить интересы демократического кооперативного образования и интересы государства диктатуры пролетариата. Ситуация усугублялась тем, что старые кооператоры-идеологи весьма осторожно отнеслись к советской власти. Знаменитым явлением стало издание монографии М.И. Туган-Барановского “Социальные основы кооперации” (1916). В ней во всей полноте раскрываются теоретические, практические и методологические вопросы социокультурной деятельности кооперации. Ученый пишет, что именно кооперация формирует “новый тип крестьянина; приучает его к самодеятельности, взаимопомощи, развивает в нем общественное чувство”. “Кооперация призвана воспитывать нового человека, гармонично сочетающего в себе умение отстаивать личные интересы с готовностью отказаться от них во имя общего интереса”,- и делается вывод, что государство может взять из кооперативного воспитания и образования немало полезного. Поэтому между государством и кооперацией целесообразны взаимовыгодные и равноправные отношения.
На такой же реалистической позиции стоял А.В.Чаянов. Он отмечал огромную роль потребительской кооперации, которая не только “объединяла в своих рядах десятки миллионов людей, создала гигантские склады товаров, построила свои собственные фабрики и заводы”, но и “воздвигла гостиницы, школы и библиотеки, в которых обучаются десятки тысяч кооператоров ”. “Задача кооперации,- отмечал он,- удовлетворение определенных потребностей и интересов членов кооперативов: социальных, культурных и других. Это возможно лишь через просвещение, образование и воспитание кооператоров”.
Многие проблемы образования и просветительской деятельности рассматривались ими в духе либерально-демократических идей, которые получили импульс в связи с радикальным поворотом страны в сторону НЭПа. На этой волне была создана внушительная историография по кооперативному образованию. Начиная с конца 20-х годов в историографии усиливается внимание к отношениям государства и кооперации. Объектом внимания становятся такие вопросы, как монополизация идеологии в сфере образования, лишение права на выбор изучаемых предметов, унификация содержания образования и т.п. Вокруг этого шли споры, однако с 1929г. Большевистское толкование кооперативного образования стало господствующим.
Можно утверждать, что до конца 80-х годов каких-либо знаменитых отклонений от официальной концепции в основной массе научной литературы не отмечалось. Проблема взаимоотношения кооперации, образования и государства в большинстве случаев рассматривалась через формирование непрерывного профессионального кооперативного образования: училище-техникум-вуз и обоснование правильности партийно-государственной политики в области кооперативного образования. Историография советского периода обходила молчанием такие острые вопросы, как бюрократизация и идеологизация системы кооперативного образования, размывание изначальных принципов кооперативного воспитания, социальных функций деятельности кооперации и др.
Материалы по педагогике:
Возможности проектного метода обучения в реализации задач подросткового
возраста
В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к проектному методу организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в пост ...
Тестирование личностных характеристик детей
Цель тестирования: изучение личностных характеристик детей (их ценностных ориентаций). Результаты тестирования нужны во всех случаях, когда возникает практическая необходимость оценки эмоциональных и поведенческих отклонений, когда надо принять решение о создании наиболее благоприятных условий обуч ...
Психологические и лингвистические основы развития словаря
Язык - потенциальная система знаков. Сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Речь- это действие и его продукт, это деятельность людей. Речь всегда мотивированна, т. е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она вс ...