История становления и развития кооперативного образования в России

Материалы о педагогике » История становления и развития кооперативного образования в России

Страница 2

Однако было бы неверно считать, что в течении длительного отрезка времени историография по исследуемой теме не обогащалась интересами и содержательными трудами. В целом ряде исследований авторы, рассматривая проблему кооперации, связывали ее развитие с механизмом человеческих отношений. Показательна в этом плане монография В.Б.Островского. Исследуя механизм деятельности колхозов, он утверждал, что для повышения производительности кооперативного труда необходимо решать социальные вопросы. Ученый использовал для своего анализа не только документальные источники, но и данные социологических обследований. Они позволили глубоко и убедительно раскрыть особенности крестьянской психологии, личностные оценки происходивших событий, а также мотивы человеческого поведения.

В таком же конструктивном ключе написана работа В.П.Данилова. Прослеживая трансформацию кооперации в аппарат распределения, он подчеркивает, что потребительская кооперация превратилась в технический аппарат Наркомпрода. Были уничтожены все кооперативные социальные институты и “происходило ее “огосударствление”, а частично и разрушение”.

Новый этап исследований приходится на вторую половину 80-х – первую половину 90-х гг. Он был связан с попыткой реформирования жизни общества в рамках политики “перестройки”, поиск новых путей развития бывшего СССР. Интересны в этом плане труды К.И. Вахитова , Л.Е. Файна, А.Н. Крашенинникова и др.

Усилился исследовательский интерес к вопросам взаимоотношений государства и кооперативного образования, актуализировалась нравственно- психологическая сторона кооперативного образования. Оказалось, что многие кооперативные образовательные учреждения не способны трудится в условиях экономической свободы, взросло внимание к изучению опыта кооперативного образования в отдельных регионах.

В 80-е, а особенно в 90-е годы в связи с радикальными переменами в историографии исследуемой темы усилился ее критический настрой. В этом отношении показательны работы Л.Е. Файна, Н.К. Фигуровской, Л.С.Фрид, Р.А. Москвитиной и др. Для всех этих работ объединяющей являлась мысль о возрождении в кооперативном движении демократических традиций, которые в последствии станут основой “возрожденной” кооперации. В это же время формируются исторические школы - саратовская, ивановская и московская, где глубоко и всесторонне исследуются вопросы кооперации.

В первую очередь необходимо отметить саратовскую школу, которая сложилась на базе Поволжского кооперативного института. Ее развитие связано с именем В.Н. Титаева, научные исследования которого посвящены актуальным проблемам потребительской кооперации юга России. Его монография “Власть. Бедность. Кооперация ” еще раз подтвердила тезис о том, что единственным путем выхода населения из бедности и нищеты “является развитие операции, где не последнюю роль играет кооперативное воспитание людей”, через систему кооперативного образования. Указывая на роль культурно-просветительской работы, В.Н. Титаев с современных позиций переосмысливает государственную политику в отношении кооперации, подчеркивает значение кооперативной идеологии и кооперативной философии.

Большой вклад в исследование теоретических аспектов кооперации вносит профессор Р.А. Москвитина. Она анализирует развитие и современное состояние потребительской кооперации России и ее социальной базы, а также впервые рассматривает кооперативное образование регионе и его влияние на повышение образовательного уровня населения в XX в.

Заслуживает внимание фундаментальное исследование профессора И.Н.Коновалова, посвященное вопросам кооперативного строительства в Поволжье и Приуралье. Рассматривая роль и значение слоев и групп сельского населения в кооперации, автор указывает на роль земств в создании кооперативов. И.Н. Коновалов первый поставил вопрос о культурно-просветительской деятельности кооперативов в северо-восточных и центрально-черноземных регионах России в конце XIX- начале XX вв.

Среди исследователей саратовской школы хотелось бы отметить и профессора В.В. Петрова. Рассматривая теоретические проблемы кооперации, он выявляет из прошлого теоретического и практического опыта все то, что можно использовать в современных условиях российских реформ и что может служить на пользу кооперации и обществу в целом.

Бесспорным достоинством ивановской исторической школы представленной работами Л.Е. Файна и других ученых, является их обращенность к историографии изучения кооперации, а также исследование исторического изучения кооперации, неоднократно, подчеркивал социальную роль кооперативной системы на всех исторических этапах.

Исследования Н.К. Фигуровской, Е.Н. Козловой, Т.Е. Кузнецовой и других ученых, представляющих московскую школу, характеризуется углубленным подходом к изучению региональной истории малых форм кооперации, содержательным анализом исторического опыта. Для нас они интересны удачным сочетанием общероссийского и регионального материала, что, несомненно, повышает их практическую ценность.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Работа учащихся с дополнительной литературой при обучении математике
Общая характеристика работы учащихся с дополнительной литературой по математике. Психологические основы эффективной работы школьников с математической литературой. Обучение школьников общим приемам работы с дополнительной литературой по математике Перед школой стоят задачи повышения общего уровня р ...

Закаливание солнцем
Производится посредством солнечных ванн, точнее, воздушно-солнечных, так как при этом на организм действуют оба этих фактора. В умеренных дозах солнечные лучи положительно влияют на обменные процессы, благоприятно воздействуют на развитие детского организма, улучшают дыхание и кровообращение, повыш ...

Причины нарушения звукопроизношения у дошкольников
Дислалия (от греческого dis-расстройство, lalia-речь) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Она является одним из самых распространенных дефектов речи. По данным советского ученого Е.Ф.Рау, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15-25% дошколь ...

Навигация