4. Помин - (устар.) здесь приношение умершим в знак любви, памяти.
5. Слуховое окно - окно на чердаке, в крыше.
6. Воскресная служба - у верующих: воскресное богослужение.
7. Пасха - у христиан весенний праздник Воскресения Христа.
Другая линия анализа текста связана с вопросами и заданиями после прочтения текста:
1. Расскажите, каково происхождение праздника "Масленица"?
2. Выпишите из текста прилагательные, которые сочетаются со словом "масленица". Объясните полученные словосочетания.
3. Вспомните, сколько дней празднуется масленица, как называется каждый день праздника и почему?
4. Как вы думаете, почему последний день праздника называют "прощеным воскресеньем"? С каким обрядом были связаны проводы масленицы?
5. Скажите, какое блюдо всегда готовят на масленицу? Расскажите рецепт приготовления такого блюда.
6. Прочитайте следующие поговорки о масленице и с помощью вашего преподавателя дайте им толкование:
Не все коту масленица, будет и Великий пост.
Не житье, а масленица.
На горах покататься, в блинах поваляться. Боится масляна горькой редьки, да пареной репы.
Без блина не масленица.
7. Придумайте ситуации, в которых можно было бы употребить следующие поговорки:
Не все коту масленица, будет и великий пост
Не житье, а масленица.
8. В каких картинах русских художников отражено празднование масленицы?
9. Расскажите вашим друзьям, есть ли в вашей стране праздник, похожий на русскую масленицу. Как он празднуется?
Следует обратить внимание на то, что идет углубленная работа с пословицами и поговорками, которые отражают национально-специфические особенности, менталитет народа во всем его разнообразии, более того, они являются важной частью моральных стандартов. А значит, являются ценнейшим материалом для изучения языка и культуры народа.
Конечно, все перечисленные виды работ не представляется возможным использовать на каждом уроке. Можно варьировать вопросы в зависимости от темы. Но работа по осознанию и пониманию учащимися самого текста должна проводиться постоянно. И без погружения в чудные законы языка, трудно представить себе углублённое изучение текста. Ведь работа с текстом на уроке позволяет организовать самостоятельное открытие знаний и помогает развивать ассоциативное мышление, узреть взаимосвязь языка и культуры.
Создавая уроки в лингвокультурологическом направлении, следует тщательно продумать все задания. Важно помнить о том, что строительным материалом для связных высказываний является слово. Поэтому знакомить учащихся со значениями слов и особенностями их употребления в конкретном языке надо по словарям (толковый, фразеологический, этимологический, историко-этимологический, словарь символов и знаков). На уроке очень важна лексическая работа. Задания по орфографии и пунктуации, а также вопросы по морфологии и словообразованию позволяют повторить и закрепить изученное. Обсуждение текста помогает воссоздать языковую картину мира и образ человека в определенной культуре, способствует отображению психологии и ментальности в данном языке, создает эмоциональный настрой, повышает интерес к предмету.
Таким образом, разработанная методика направлена не только на то, чтобы учащиеся могли свободно говорить, грамотно писать, но и знакомится с текстами – образцами русской художественной литературы, по которым можно представить национально-культурные особенности носителя изучаемого языка, а также сформировать представления об образе жизни, быте, традициях, национальной психологии носителей языка.
обучение русский язык лингвокультурологический
Материалы по педагогике:
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения
Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб им причиняемый; индивидуально - стилевые характеристики поведения. В рамках психологического подхода используются раз ...
Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи
Половая идентификация – процесс осознания и переживания индивидом своей половой принадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных и психологических особенностей своего пола. Половая идентичность – осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности. Социально-п ...
Класс
рыбы
При изучении темы «Класс рыбы» учащиеся получают знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности низших позвоночных. На примере речного окуня раскрываются признаки организации рыб как типично водных позвоночных. Освещение многообразия рыб позволяет познакомить школьников с отрядами ра ...