Поскольку во многих источниках заикание подразделяют на невротическое, неврозоподобное и смешанное, в таблице Приложения №1 приведена относительная характеристика каждого вида заикания. Некоторые показатели психического и физического развития лиц с разными типами заикания рассматриваются в Приложении №2. Психомоторное развитие в первые два года жизни детей с невротическим заиканием не отличается от здоровых детей. Оно может быть даже более ускоренным. Совершенно другая картина развития детей, страдающих неврозоподобным заиканием. Психомоторное развитие у них происходит с задержкой. Причиной патологии детей с невротическим заиканием является перенесенная в детстве психическая травма. Неврозоподобное заикание проявляется в период становления речи и причины его лежат значительно глубже.
В Приложении№3 приведены данные, свидетельствующие о влиянии некоторых социальных, психических и соматических факторов на характер проявления заикания. Страх речи, например, является обязательным фактором, усиливающим патологию у детей, страдающих невротическим заиканием. При неврозоподобном заикании оно возникает в момент возбуждения, поэтому страха речи как такого для этих детей не существует. Поэтому посттравматирующая ситуация мало влияет на патологию данных детей, и резко ухудшает речь детей с невротическим заиканием. Данные параклинических обследований при разных видах заикания показывают, что по общему состоянию здоровья дети с невротическим заиканием практически не отличаются от детей, не страдающих никаким видом заикания. При неврозоподобном заикании мы видим: преобладание субкомпенсированной гидроцефалии; преобладание органических изменений, нередко с повышенной судорожной готовностью; частые заболевания лор-органов.
Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.
В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).
В других случаях - как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.
В третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.
В четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.
Таким образом, вопросы классификации заикания рассматриваются с разных позиций, но каждая из них является правомерной, так как имеет свое научное обоснование.
Материалы по педагогике:
Учeбнo-пoзнaвaтeльнaя кoмпeтeнтнocть
oбучaющихcя нa уpoкaх инфopмaтики
В нaучнoй пeдaгoгичecкoй литepaтуpe мнoжecтвo paбoт пocвящeнo утoчнeнию и paзвeдeнию пoнятий "кoмпeтeнция", "кoмпeтeнтнocть". Нe пoвтopяя мнoгoчиcлeнныe энциклoпeдичecкиe и cлoвapныe cтaтьи, a тaкжe paзличныe aвтopcкиe интepпpeтaции этих пoнятий, ocтaнoвимcя нa вapиaнтe, бoлee б ...
Совершенствование организации по видам деятельности
Организация учебной деятельности учащихся под руководством учителя является программой, планомерной и систематической деятельности, в процессе которой педагог вооружает учащихся основами наук. Процесс обучения, осуществляемый учителем и учащимися, эффективен лишь при условии их активного взаимопони ...
Чтение как средство воспитания памяти и мышления
Память и мышление неразрывно связаны между собою: нельзя думать последовательно, забывая предыдущие мысли и не припоминая того, что необходимо для формирования суждений и умозаключений. Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не только воспринять мысль автора, но и сопоставить с нею мысли других ...