Обучение как деятельность обучающегося и педагога

Страница 3

Планирование должно охватить весь процесс совместной деятельности педагога с обучающимися, включая всесторонний анализ содержания; формулировку цели и соответствующие ей моделируемые результаты; пути и средства достижения цели - методы обучения, используемые дидактические

средства, логическую последовательность изложения учебною материала и разнообразные возможности формирования системы знаний, умений, навыков; деятельности педагога и учащихся на всех этапах.

При этом педагог основывается на документах и методических указаниях,

учитывает современные достижения педагогики и смежных с ней наук, педагогический опыт предыдущих поколений, педагогов-современников

и личный. Ему необходимо соотнести указания, рекомендации, общие положения теоретического и практического характера с конкретным процессом обучения, в конкретной аудитории. Планирование - важный вид деятельности педагога, направленный на формирование системы знаний, умений, навыков и пронизывающий весь этот процесс. Тем не менее, оно не может быть основой, обеспечивающей взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося в процессе обучения, так как осуществляется на этапе, предшествующем обучению до их непосредственного педагогического взаимодействия.

Предъявление информации – вид деятельности педагога, который предполагает выступление его в роли посредника между накопленной обществом суммой знаний и теми, кому они передаются – учащимися. Передача знаний, имеющая несколько этапов и уровней и связанная с определенными способами и уровнями усвоения содержания, должна быть дидактически подготовленной. Однако, несмотря на значимость этого вида обучающей деятельности, он не может обеспечить постоянную взаимосвязь деятельностей педагога и учащихся. Во-первых, в процессе обучения используются и другие источники информации; во-вторых, выступление педагога в роли источника информации не охватывает всего процесса формирования системы знаний, умений и навыков, а является лишь его составной частью; в-третьих, деятельность педагога здесь имеет непосредственную связь с содержанием образования (соответствующей его подготовкой и изложением) как элементом объекта деятельности.

Формирование умений и навыков - вид деятельности педагога, связанный с передачей опыта осуществления деятельности. При этом формируется прежде всего опыт осуществления деятельности, уже освоенный человечеством в той или иной области.

Здесь можно различать такие уровни овладения умениями и навыками, как выполнение действий

по образцу, т.е. в знакомой ситуации, и выполнение действий

в

новой ситуации. Овладение умениями и навыками происходит на основе знаний, и они в конечном итоге должны представлять собой систему, являющуюся ядром результата, к которому ведет реализация педагогом его образовательной функции. Этот вид обучающей деятельности педагога очень важен, но обеспечить взаимосвязь деятельности педагога и обучающихся на всех этапах обучения он не может, так как охватывает лишь одно звено учебного процесса.

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков - вид деятельности педагога, направленный на формирование системы всех составляющих элементов содержания образования. Прежде всего, отметим, что педагогу необходимо знания привести в систему. Для этого недостаточно добиться их систематичности, т.е. усвоения обучающимися материала в его логической связи и преемственности. Необходимо целенаправленно формировать в сознании учащихся систему знаний, представляющую их совокупность в соответствии со структурой научной теории (понятия, основные положения или законы, следствия). Этот процесс сложен и требует неоднократного преобразования информации, полученной обучающимися.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Возможности проектного метода обучения в реализации задач подросткового возраста
В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к проектному методу организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в пост ...

Сущность научной организации труда учителей
Приобщение учителя к НОТ требует, прежде всего, введения его в курс основных понятий и категорий этой отрасли научных знаний. Труд в широком понимании представляет собой целесообразную деятельность человека. Труд в его более узком смысле – это лишь одна из форм человеческой деятельности, связанная ...

Чтение как средство воспитания памяти и мышления
Память и мышление неразрывно связаны между собою: нельзя думать последовательно, забывая предыдущие мысли и не припоминая того, что необходимо для формирования суждений и умозаключений. Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не только воспринять мысль автора, но и сопоставить с нею мысли других ...

Навигация