- возрастание познавательной самостоятельности учащихся;
- увеличение стремления к творческому подходу в познавательной деятельности;
- углубление мотивации учения, формирование познавательных интересов.
Познавательная деятельность обучающихся подчиняется психологическим и физиологическим законам усвоения. И в связи с этим выделяются звенья процесса усвоения. К ним относятся с учетом педагогического подхода следующие :
- осознание цели;
- мотивация деятельности;
- восприятие;
- понимание;
- осмысливание;
- закрепление;
- формирование умений и навыков;
- применение умений и навыков;
- обобщение и систематизация знаний, умений, навыков;
- самоконтроль усвоения.
В соответствии с этими звеньями процесса усвоения педагог организует звенья учебного процесса. И в зависимости от этого он должен выполнить определенные виды обучающий деятельности, которые и составляют ее структуру.
В педагогике введено еще понятие о целенаправленной учебной деятельности (ЦУД). Она представляет особую деятельность, сознательно направляемую на осуществление целей обучения и воспитания, которые принимаются учащимся в качестве своих личных целей. Такая деятельность приводит к результату в виде изменений в самом учащемся, то есть она связана с самоизменением, когда объективная ее направленность на формирование личности обучаемого имеет такую же и субъективную направленность.
Целенаправленная учебная деятельность имеет особенности. К числу основных можно отнести такие:
а) ЦУД сориентирована на результат в виде развития учащихся, их изменения, их самосовершенствования;
б) главное содержание обучения - общие способы действий учащихся, осмысленно направленные на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
в) сознательное формирование усваиваемых умственных действий должно осуществляться в тесной взаимосвязи процессуального и содержательного аспектов обучения;
г) в содержательном аспекте данный способ построения обучения требует реализации принципа содержательного обобщения, когда выделяется всеобщая форма какого-либо многообразия явлений, а при последующем усвоении осуществляется восхождение от абстрактного к конкретному;
д) ЦУД как составная часть предлагаемого способа обучения должна иметь научно-теоретический характер, иначе она будет создавать противоречие, когда рассудочно-эмпирическое мышление учащихся препятствует формированию у них научно-теоретического мышления и в конечном итоге решению образовательных и развивающих задач.
Целенаправленная учебная деятельность с учетом общей направленности и особенностей имеет следующие основные структурные составляющие:
- учебно-познавательные мотивы, непосредственно связанные с приобретением обобщенных способов действий и овладением учебным материалом;
- учебные задачи (они охватывают частные задачи и учебные задания), которые рассматриваются как основная единица учебной деятельности и в которых цель и результат направлены на изменения в учащемся как действующем субъекте;
- учебные действия, являющиеся способом решения учебных задач.
Рассмотрим далее обучающую деятельность педагога
. Она представляет собой такую «деятельность, которая направлена на формирование системы знаний, умений и навыков обучаемых, включая одновременно цели развития и воспитания личности».
Виды таковой деятельности раскрываются в работах В.П. Лукьяненко (2005), И.В. Манжелей (2006), Г.К. Селевко (1998), В.А. Сластенина (1997), Г.И. Хозяинова (2006). Для обеспечения замкнутости и цикличности учебного процесса деятельность педагога должна включать в себя следующее: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; формирование умений, навыков; систематизацию и обобщение знаний, умений, навыков; стимулирование и мотивацию личности учащегося в учебной деятельности; педагогическое диагностирование; контроль за ходом обучения, проверку и оценку усвоения содержания образования; корректирование учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее результатов. Каждый из этих видов деятельности необходим, и все они взаимосвязаны между собой. Однако важно определить, какой из них является основой, обеспечивающей взаимосвязь деятельности педагога и обучающихся и всех компонентов обучения в единстве. Охарактеризуем каждый из видов обучающей деятельности педагога под этим углом зрения.
Материалы по педагогике:
Вопросы формирования правильной речи у детей в
трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики
Принцип историзма - важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их накопления, развития и изменения. Направленное, с позиций современной логопедии, изучение литературного наследия основоположнико ...
Основные подходы к вопросу о логопедической работе
при специфических нарушениях письма
Проблема изучения и коррекции дисграфии и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии - Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренк ...
Причины и условия отклоняющегося поведения подростков
Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять. Почему же возникают эти противоречия, что лежит в основе причин девиантного поведения ...