- возрастание познавательной самостоятельности учащихся;
- увеличение стремления к творческому подходу в познавательной деятельности;
- углубление мотивации учения, формирование познавательных интересов.
Познавательная деятельность обучающихся подчиняется психологическим и физиологическим законам усвоения. И в связи с этим выделяются звенья процесса усвоения. К ним относятся с учетом педагогического подхода следующие :
- осознание цели;
- мотивация деятельности;
- восприятие;
- понимание;
- осмысливание;
- закрепление;
- формирование умений и навыков;
- применение умений и навыков;
- обобщение и систематизация знаний, умений, навыков;
- самоконтроль усвоения.
В соответствии с этими звеньями процесса усвоения педагог организует звенья учебного процесса. И в зависимости от этого он должен выполнить определенные виды обучающий деятельности, которые и составляют ее структуру.
В педагогике введено еще понятие о целенаправленной учебной деятельности (ЦУД). Она представляет особую деятельность, сознательно направляемую на осуществление целей обучения и воспитания, которые принимаются учащимся в качестве своих личных целей. Такая деятельность приводит к результату в виде изменений в самом учащемся, то есть она связана с самоизменением, когда объективная ее направленность на формирование личности обучаемого имеет такую же и субъективную направленность.
Целенаправленная учебная деятельность имеет особенности. К числу основных можно отнести такие:
а) ЦУД сориентирована на результат в виде развития учащихся, их изменения, их самосовершенствования;
б) главное содержание обучения - общие способы действий учащихся, осмысленно направленные на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
в) сознательное формирование усваиваемых умственных действий должно осуществляться в тесной взаимосвязи процессуального и содержательного аспектов обучения;
г) в содержательном аспекте данный способ построения обучения требует реализации принципа содержательного обобщения, когда выделяется всеобщая форма какого-либо многообразия явлений, а при последующем усвоении осуществляется восхождение от абстрактного к конкретному;
д) ЦУД как составная часть предлагаемого способа обучения должна иметь научно-теоретический характер, иначе она будет создавать противоречие, когда рассудочно-эмпирическое мышление учащихся препятствует формированию у них научно-теоретического мышления и в конечном итоге решению образовательных и развивающих задач.
Целенаправленная учебная деятельность с учетом общей направленности и особенностей имеет следующие основные структурные составляющие:
- учебно-познавательные мотивы, непосредственно связанные с приобретением обобщенных способов действий и овладением учебным материалом;
- учебные задачи (они охватывают частные задачи и учебные задания), которые рассматриваются как основная единица учебной деятельности и в которых цель и результат направлены на изменения в учащемся как действующем субъекте;
- учебные действия, являющиеся способом решения учебных задач.
Рассмотрим далее обучающую деятельность педагога
. Она представляет собой такую «деятельность, которая направлена на формирование системы знаний, умений и навыков обучаемых, включая одновременно цели развития и воспитания личности».
Виды таковой деятельности раскрываются в работах В.П. Лукьяненко (2005), И.В. Манжелей (2006), Г.К. Селевко (1998), В.А. Сластенина (1997), Г.И. Хозяинова (2006). Для обеспечения замкнутости и цикличности учебного процесса деятельность педагога должна включать в себя следующее: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; формирование умений, навыков; систематизацию и обобщение знаний, умений, навыков; стимулирование и мотивацию личности учащегося в учебной деятельности; педагогическое диагностирование; контроль за ходом обучения, проверку и оценку усвоения содержания образования; корректирование учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее результатов. Каждый из этих видов деятельности необходим, и все они взаимосвязаны между собой. Однако важно определить, какой из них является основой, обеспечивающей взаимосвязь деятельности педагога и обучающихся и всех компонентов обучения в единстве. Охарактеризуем каждый из видов обучающей деятельности педагога под этим углом зрения.
Материалы по педагогике:
Основные направления совершенствования процесса
физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации
Система физического воспитания, объединяемая Министерством образования, включает в себя: 65,7 тысяч образовательных учреждений общего образования, в которых занимаются физической культурой более 18 млн. школьников (95.8%); 3872 образовательных учреждений начального профессионального образования - о ...
Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим
недоразвитием речи
Данные состояния неречевых предпосылок овладения письмом детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице № 1. Они показывают, что в ЭГ несформированность данных предпосылок составляет 51,5 %, а в КГ - 28,3% (диаграмма №). Диаграмма № Характеристика несформированности неречевых предпосыло ...
Геоэкологическое образование в педагогическом
процессе
Знания в области геоэкологии чрезвычайно разнообразны и многослойны: от конкретных сведений, призванных удовлетворять запросы повседневной практики природопользования, до философско-мировоззренческих обобщений, раскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы. Вот почему задача выработ ...