- организация взаимодействия со взрослыми и со сверстниками;
- постепенно убывающая помощь воспитанникам в овладении способами (способностями) самостоятельного действования (процесс саморегуляции);
- обязательное наличие в структуре занятия этапов, обеспечивающих принятие детьми цели изучения спортивных движений, самоопределения, планирования своей деятельности, ее рефлексии и коррекции.
Классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для их разработки.
Их классифицируют по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические, а также в зависимости от основных дидактических задач на:
а) методы приобретения новых знаний;
б) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся. Существует классификация, в которой сочетаются методы преподавания с соответствующими методами обучения: информационно-обобщающие и исполнительские, объяснительные и репродуктивные, побуждающие, поисковые.
По нашему мнению, наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная В.А. Санниковым и В.В. Воропаевым, к тому же она соответствует требованиям современного процесса обучения. В основе их классификации за основу берется характер учебно-познавательной деятельности обучаемых боксеров в усвоении ими изучаемого материала. Она включает в себя пять методов:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемного изложения;
4) частично-поисковый (или эвристический);
5) исследовательский.
Указанные методы подразделяются на две группы:
1) репродуктивную (1 и 2 методы), при которой боксер усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы действий;
2) продуктивную (3, 4 и 5 методы), при которой боксер добывает новые знания в результате творческой деятельности.
Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что тренер сообщает готовую информацию разными средствами, а боксеры ее воспринимают, осознают, воспроизводят и фиксируют в памяти. Сообщение информации тренер осуществляет с помощью:
- устного слова (рассказ, объяснение),
- печатного слова (учебник, дополнительные пособия),
- наглядных средств (картины, рисунки, фотографии, кино- и видеофильмы),
- практического показа техники выполнения приема (в боевом ритме и с замедлением),
- показа выполнения приема в бою (при наблюдении за боем со стороны).
Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных и эффективных способов передачи знаний от тренера к спортсмену.
Репродуктивный метод состоит в том, что тренер дает задания, а боксер их выполняет. От способностей боксера и трудности задания зависит, как долго, часто и через какие промежутки времени боксер должен повторять это задание, чтобы хорошо освоить изучаемый прием.
Оба метода обогащают боксера знаниями, умениями и навыками, а также формируют у него основные мыслительные операции (анализ, синтез) по тактическому применению данного технического действия.
Условием применения продуктивных методов обучения является наличие учебной проблемы. Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой боксеру необходимы новые знания, и в процессе ее решения эти знания должны быть усвоены. Например, спортсмен плохо боксирует на ближней дистанции, и перед ним встает проблема, как научиться вести ближний бой и что для этого нужно сделать.
В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре этапа:
1) определение проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;
Материалы по педагогике:
Закаливание воздухом
Воздушные закаливающие процедуры могут применяться как в состоянии покоя, так и в сочетании с физическими упражнениями. Об эффективности занятий физическими упражнениями на открытом воздухе свидетельствуют многочисленные исследования: улучшается функциональное состояние терморегуляторного аппарата, ...
История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к
ученикам
Проблема индивидуального подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям. Настой ...
Понятие восприятия в современной педагогике и психологии
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас субъективный эффект в виде ощущений. Но, когда мы говорим об ощущениях, то мы понимаем, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы ...