Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 17

Исследование грамматического строя речи показало затруднения детей при определении количества и последовательности слогов в слове, в умении образовывать притяжательные прилагательные и профессии женского рода. Характерными ошибками явились нарушения в согласовании имен существительных с прилагательными и числительными, яркие аграмматизмы при образовании притяжательных прилагательных, выполнение задания не в полном объеме, недоговаривание окончаний, застревания на употреблении слов ласкательной формы в любом задании, многочисленные ошибки ударения. Лучше всего дети справились с образованием существительных с суффиксом –ниц- и словоизменением глагольных форм.

Исследование языкового анализа и синтеза подтвердило стойкий характер речевых нарушений у детей экспериментальной группы в виде пропусков, перестановок, добавлений слогов, слов, придумывании и внесении в контекст задания собственных слов и предложений. Дети затруднялись синтезировать четырехсложные слова со стечением согласных, анализировать распространенные предложения, выделять предлог как отдельную часть.

Резкое отличие в развитии показало исследование неречевых предпосылок овладения письмом между детьми контрольной и экспериментальной групп.

Оптико-пространственный праксис детей с ОНР характеризуется стремлением детей к изображению фигур с разворотами на 180 градусов, различным размером, прерыванием, неоднократным обведением, изменением округлых элементов, добавлением новых, близким расположением, изменением элементов по количеству, размеру; с утратой порядка, зеркальностью.

Стратегия выполнения рисунков, как правило, пофрагментарная и имела нарушения метрического синтеза, структурно-топологических представлений, левостороннего игнорирования, дефицита координатных представлений. Отмечались развороты отдельных фигур, потеря элементов, выход элементов за пределы фигуры, рабочей строки или наоборот недоведение элемента до границы фигуры; различие фигур по величине. Нарушения носили преобладающий, стойкий характер, что подтвердилось в пробе на графомоторные навыки, где дети в конце утрачивали графический ряд, допускали постоянные пропуски, изменяли размер элементов, нарушали границы строки, постоянно отрывали карандаш от бумаги. При исследовании динамической организации и переключении движений типичными затруднениями стаи поиски позы, пропуски движений в переборе пальцев и застревания на 1-2 движениях (кулачке или ладони). Следовательно, нарушения мелкой моторики и зрительно-пространственных функций, процессов памяти, мышления способствуют затруднению запоминанию букв и может привести к ошибкам смешения, пропусков, замен, искажению элементов графических образов букв.

Таким образом, описаны различные нарушения речевых и неречевых функций, участвующих в процессе становления письма. Недоразвитие их у детей с нарушением речи могут привести к повышенному риску возникновения специфических ошибок на письме и тем самым спровоцировать появление различных видов дисграфии:

артикуляторно-акустической или дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания, связанной с полиморфным нарушением звукопроизношения и слабостью слухового восприятия, ведущего к замене букв, соответствующих фонетически близким звукам;

дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза, связанной с несформированностью фонематических функций: анализа, синтеза и представлений; неумением детей воспроизводить звукослоговую структуру и нарушением анализа и синтеза на уровне слова и предложения;

аграмматической дисграфии, связанной с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений, а у детей с дизартрией, являющейся частью симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития;

оптической дисграфии, с нарушением мелкой моторики, несформированностью оптико-пространственных функций.

Опираясь на полученные результаты, на гистограмме выделено 4 уровня по степени возникновения трудностей в овладении письмом.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18

Материалы по педагогике:

Портрет как основной элемент наглядности в мировой художественной культуре
Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна – от лат. persona – «личность; особа») – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными ...

Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников
В школе есть ряд проблем, которые относят к старым, традиционным, то есть и те, с которыми неизбежно приходиться мириться. Проблема мотивации справедливо может быть отнесена к их числу. Учителя школы озабочены тем, что большинство детей относятся к учебе совершенно безразлично. От них часто можно у ...

Возможности проектного метода обучения в реализации задач подросткового возраста
В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к проектному методу организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в пост ...

Навигация