Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 12

Характеристика состояния грамматического строя речи представлена в диаграмме № 2.

Диаграмма № 2 Характеристика грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.

В исследовании выяснилось, что функция словоизменения не сформирована у дошкольников обеих групп лучше, нежели функция словообразования. У детей ЭГ она составляет 31,5%, у детей КГ – 17,9%. Соответственно функция словообразования не сформирована на 47, 5% и 40%.

Наибольшее количество ошибок в словоизменении детьми ЭГ допущено при исследовании согласования имен существительных с числительным. 2 ребенка допустили типичные ошибки, употребляя, как правило, ласкательные имена существительные типа: 3 кресличка, 4 вагончика, 2 кошечки, 7 карандашиков и т.д. 4 ребенка застревали на подобие произнесенных ранее существительных: 2 столов, 4 вагонов, 7яблоков, 5-7 карандашов, 2 карандашей. В КГ двое детей допустили ошибки в виде «один лисички, 7 карандашов, 7 яблоков», «7 тетрадок»; хотя в начале задания употреблял слово «тетрадь».

Лучше всего дети экспериментальной группы справились с заданием на дифференциацию глаголов единственного и множественного числа настоящего времени и различение, изменение глаголов несовершенного и несовершенного вида. Ошибки 3 детей связаны с изменением места ударения; 2 детей вставляли свои слова и предложения; 1 ребенок присоединял к глаголу частицу «не»; 2 детей иногда употребляли глаголы только настоящего времени. 1 ребенок вместо словоизменения сказал словосочетание «тюльпаны сдохли». Все дети контрольной группы справились с этим заданием правильно, из них лишь по 3 ребенка допустили 1 ошибку, но потом ее самостоятельно исправили. Один ребенок исправил 2 ошибки после оказания помощи повторением вопроса.

По данным исследования изменения имен существительных именительного падежа по числам 5 детей допустили по 1-2 ошибки, 3 детей воспроизвели слова с 3-4 ошибками, и 1 ребенок изменил лишь половину предложенных слов. Двое детей КГ изменили все слова правильно и самостоятельно, трое – допустили 3 ошибки, остальные дети корректировали допущенные 1-2 ошибки самостоятельно (преимущественно это были ошибки в ударении). Трое детей ЭГ преобразовывали число имен существительных, называя ласкательную форму: ушки, карандашики, ведрышки, стулики, мостики, окошки. К ошибкам ударения: присоединялись аграмматизмы, изменения гласных звуков: много ух, ухи, глазы, письмы, стулы, дерева, мосты, окны, листы и.т.д. Один ребенок после ряда правильных изменений застрял на окончании –ов: коты, кошков, домов, деревов, лист, ключив, окнов. Изменение имен существительных по падежам выявило наличие 1 ребенка с высоким уровнем в ЭГ и отсутствие таковых в контрольной. Тем не менее 8 детей КГ и соответственно 2 ребенка ЭГ допустили единичные ошибки; а 2 ребенка КГ и 7 детей ЭГ – по 2-3 ошибки, исправляя некоторые из них после побуждения подумать. Вновь дети допускали ошибки места ударения, использования ласкательных форм. Два ребенка присоединяли имена прилагательные, 1 ребенок стремился изменять предложенные формы множественного числа в единственное. Трое детей не смогли изменить слово «гребешок» в родительный падеж, отказываясь от задания и оставляя его в именительном падеже. 4 детей испытали трудности при изменении парадигмы предложного падежа. Данные исследования грамматического строя речи представлены в таблице № 8.

Таблица № 8

Задания

Количество детей, выполнивших задание с оценкой

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Словоизменение

Изменение им. сущ-го ед. числа им. падежа в имя сущ-е множ. числа

-

2

5

5

3

3

2

-

-

-

Изменение им. сущ-х по падежам

1

-

2

8

7

2

-

-

-

-

Дифференциация глаголов ед. и множ. числа наст. времени

-

8

7

2

3

-

-

-

-

-

Различение и измен-е глаголов соверш-го и несоверш-го вида

2

6

3

3

4

1

-

-

-

-

Исследование умения понимать и употреблять предлоги

1

-

4

7

2

3

3

-

-

-

Изменение прилагат-х по родам

2

7

3

1

4

1

1

-

-

-

Словообразование

Согласование имен сущ-х с числит-ми

-

7

2

3

2

-

6

-

-

-

Подбор слов противоположных по смыслу

-

3

4

5

2

1

3

1

-

-

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

2

6

3

4

1

-

4

-

-

-

Образование притяжательных прилагательных

-

-

-

1

1

4

3

5

6

-

Образование относительных и качественных прил-х

5

6

3

-

-

1

2

3

-

-

Образование названия детенышей животных

4

6

1

2

1

1

4

1

-

-

Образование сущ-х с суффиксом -ниц-

4

5

5

4

-

-

1

1

-

-

Образование профессий женск. рода

-

1

-

3

2

2

6

4

2

-

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Материалы по педагогике:

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка
Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в ...

Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах
Проблема общения - коммуникации занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. По утверждению М. С. Кагана первый серьёзный анализ общения как философской категории относится ещё к эпохе эллинской культуры. У Сократа и Платона впервые возникла этическая ...

Свойства алгоритма
Алгоритм можно понимать и следующим образом, это точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Объясним смысл этих слов что такое «точное предписание»? Это означает, что предписание, задающее алгоритм, ...

Навигация