Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 12

Характеристика состояния грамматического строя речи представлена в диаграмме № 2.

Диаграмма № 2 Характеристика грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.

В исследовании выяснилось, что функция словоизменения не сформирована у дошкольников обеих групп лучше, нежели функция словообразования. У детей ЭГ она составляет 31,5%, у детей КГ – 17,9%. Соответственно функция словообразования не сформирована на 47, 5% и 40%.

Наибольшее количество ошибок в словоизменении детьми ЭГ допущено при исследовании согласования имен существительных с числительным. 2 ребенка допустили типичные ошибки, употребляя, как правило, ласкательные имена существительные типа: 3 кресличка, 4 вагончика, 2 кошечки, 7 карандашиков и т.д. 4 ребенка застревали на подобие произнесенных ранее существительных: 2 столов, 4 вагонов, 7яблоков, 5-7 карандашов, 2 карандашей. В КГ двое детей допустили ошибки в виде «один лисички, 7 карандашов, 7 яблоков», «7 тетрадок»; хотя в начале задания употреблял слово «тетрадь».

Лучше всего дети экспериментальной группы справились с заданием на дифференциацию глаголов единственного и множественного числа настоящего времени и различение, изменение глаголов несовершенного и несовершенного вида. Ошибки 3 детей связаны с изменением места ударения; 2 детей вставляли свои слова и предложения; 1 ребенок присоединял к глаголу частицу «не»; 2 детей иногда употребляли глаголы только настоящего времени. 1 ребенок вместо словоизменения сказал словосочетание «тюльпаны сдохли». Все дети контрольной группы справились с этим заданием правильно, из них лишь по 3 ребенка допустили 1 ошибку, но потом ее самостоятельно исправили. Один ребенок исправил 2 ошибки после оказания помощи повторением вопроса.

По данным исследования изменения имен существительных именительного падежа по числам 5 детей допустили по 1-2 ошибки, 3 детей воспроизвели слова с 3-4 ошибками, и 1 ребенок изменил лишь половину предложенных слов. Двое детей КГ изменили все слова правильно и самостоятельно, трое – допустили 3 ошибки, остальные дети корректировали допущенные 1-2 ошибки самостоятельно (преимущественно это были ошибки в ударении). Трое детей ЭГ преобразовывали число имен существительных, называя ласкательную форму: ушки, карандашики, ведрышки, стулики, мостики, окошки. К ошибкам ударения: присоединялись аграмматизмы, изменения гласных звуков: много ух, ухи, глазы, письмы, стулы, дерева, мосты, окны, листы и.т.д. Один ребенок после ряда правильных изменений застрял на окончании –ов: коты, кошков, домов, деревов, лист, ключив, окнов. Изменение имен существительных по падежам выявило наличие 1 ребенка с высоким уровнем в ЭГ и отсутствие таковых в контрольной. Тем не менее 8 детей КГ и соответственно 2 ребенка ЭГ допустили единичные ошибки; а 2 ребенка КГ и 7 детей ЭГ – по 2-3 ошибки, исправляя некоторые из них после побуждения подумать. Вновь дети допускали ошибки места ударения, использования ласкательных форм. Два ребенка присоединяли имена прилагательные, 1 ребенок стремился изменять предложенные формы множественного числа в единственное. Трое детей не смогли изменить слово «гребешок» в родительный падеж, отказываясь от задания и оставляя его в именительном падеже. 4 детей испытали трудности при изменении парадигмы предложного падежа. Данные исследования грамматического строя речи представлены в таблице № 8.

Таблица № 8

Задания

Количество детей, выполнивших задание с оценкой

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Словоизменение

Изменение им. сущ-го ед. числа им. падежа в имя сущ-е множ. числа

-

2

5

5

3

3

2

-

-

-

Изменение им. сущ-х по падежам

1

-

2

8

7

2

-

-

-

-

Дифференциация глаголов ед. и множ. числа наст. времени

-

8

7

2

3

-

-

-

-

-

Различение и измен-е глаголов соверш-го и несоверш-го вида

2

6

3

3

4

1

-

-

-

-

Исследование умения понимать и употреблять предлоги

1

-

4

7

2

3

3

-

-

-

Изменение прилагат-х по родам

2

7

3

1

4

1

1

-

-

-

Словообразование

Согласование имен сущ-х с числит-ми

-

7

2

3

2

-

6

-

-

-

Подбор слов противоположных по смыслу

-

3

4

5

2

1

3

1

-

-

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

2

6

3

4

1

-

4

-

-

-

Образование притяжательных прилагательных

-

-

-

1

1

4

3

5

6

-

Образование относительных и качественных прил-х

5

6

3

-

-

1

2

3

-

-

Образование названия детенышей животных

4

6

1

2

1

1

4

1

-

-

Образование сущ-х с суффиксом -ниц-

4

5

5

4

-

-

1

1

-

-

Образование профессий женск. рода

-

1

-

3

2

2

6

4

2

-

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Материалы по педагогике:

Работа над усвоением словарных слов
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективны ...

Методические обоснование формирования бережного отношения к живому
Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример ...

Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: - являются источником информации; - р ...

Навигация