Характеристика состояния грамматического строя речи представлена в диаграмме № 2.
Диаграмма № 2 Характеристика грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.
В исследовании выяснилось, что функция словоизменения не сформирована у дошкольников обеих групп лучше, нежели функция словообразования. У детей ЭГ она составляет 31,5%, у детей КГ – 17,9%. Соответственно функция словообразования не сформирована на 47, 5% и 40%.
Наибольшее количество ошибок в словоизменении детьми ЭГ допущено при исследовании согласования имен существительных с числительным. 2 ребенка допустили типичные ошибки, употребляя, как правило, ласкательные имена существительные типа: 3 кресличка, 4 вагончика, 2 кошечки, 7 карандашиков и т.д. 4 ребенка застревали на подобие произнесенных ранее существительных: 2 столов, 4 вагонов, 7яблоков, 5-7 карандашов, 2 карандашей. В КГ двое детей допустили ошибки в виде «один лисички, 7 карандашов, 7 яблоков», «7 тетрадок»; хотя в начале задания употреблял слово «тетрадь».
Лучше всего дети экспериментальной группы справились с заданием на дифференциацию глаголов единственного и множественного числа настоящего времени и различение, изменение глаголов несовершенного и несовершенного вида. Ошибки 3 детей связаны с изменением места ударения; 2 детей вставляли свои слова и предложения; 1 ребенок присоединял к глаголу частицу «не»; 2 детей иногда употребляли глаголы только настоящего времени. 1 ребенок вместо словоизменения сказал словосочетание «тюльпаны сдохли». Все дети контрольной группы справились с этим заданием правильно, из них лишь по 3 ребенка допустили 1 ошибку, но потом ее самостоятельно исправили. Один ребенок исправил 2 ошибки после оказания помощи повторением вопроса.
По данным исследования изменения имен существительных именительного падежа по числам 5 детей допустили по 1-2 ошибки, 3 детей воспроизвели слова с 3-4 ошибками, и 1 ребенок изменил лишь половину предложенных слов. Двое детей КГ изменили все слова правильно и самостоятельно, трое – допустили 3 ошибки, остальные дети корректировали допущенные 1-2 ошибки самостоятельно (преимущественно это были ошибки в ударении). Трое детей ЭГ преобразовывали число имен существительных, называя ласкательную форму: ушки, карандашики, ведрышки, стулики, мостики, окошки. К ошибкам ударения: присоединялись аграмматизмы, изменения гласных звуков: много ух, ухи, глазы, письмы, стулы, дерева, мосты, окны, листы и.т.д. Один ребенок после ряда правильных изменений застрял на окончании –ов: коты, кошков, домов, деревов, лист, ключив, окнов. Изменение имен существительных по падежам выявило наличие 1 ребенка с высоким уровнем в ЭГ и отсутствие таковых в контрольной. Тем не менее 8 детей КГ и соответственно 2 ребенка ЭГ допустили единичные ошибки; а 2 ребенка КГ и 7 детей ЭГ – по 2-3 ошибки, исправляя некоторые из них после побуждения подумать. Вновь дети допускали ошибки места ударения, использования ласкательных форм. Два ребенка присоединяли имена прилагательные, 1 ребенок стремился изменять предложенные формы множественного числа в единственное. Трое детей не смогли изменить слово «гребешок» в родительный падеж, отказываясь от задания и оставляя его в именительном падеже. 4 детей испытали трудности при изменении парадигмы предложного падежа. Данные исследования грамматического строя речи представлены в таблице № 8.
Таблица № 8
Задания |
Количество детей, выполнивших задание с оценкой | ||||||||||
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
0 баллов | |||||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | ||
Словоизменение |
Изменение им. сущ-го ед. числа им. падежа в имя сущ-е множ. числа |
- |
2 |
5 |
5 |
3 |
3 |
2 |
- |
- |
- |
Изменение им. сущ-х по падежам |
1 |
- |
2 |
8 |
7 |
2 |
- |
- |
- |
- | |
Дифференциация глаголов ед. и множ. числа наст. времени |
- |
8 |
7 |
2 |
3 |
- |
- |
- |
- |
- | |
Различение и измен-е глаголов соверш-го и несоверш-го вида |
2 |
6 |
3 |
3 |
4 |
1 |
- |
- |
- |
- | |
Исследование умения понимать и употреблять предлоги |
1 |
- |
4 |
7 |
2 |
3 |
3 |
- |
- |
- | |
Изменение прилагат-х по родам |
2 |
7 |
3 |
1 |
4 |
1 |
1 |
- |
- |
- | |
Словообразование |
Согласование имен сущ-х с числит-ми |
- |
7 |
2 |
3 |
2 |
- |
6 |
- |
- |
- |
Подбор слов противоположных по смыслу |
- |
3 |
4 |
5 |
2 |
1 |
3 |
1 |
- |
- | |
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных |
2 |
6 |
3 |
4 |
1 |
- |
4 |
- |
- |
- | |
Образование притяжательных прилагательных |
- |
- |
- |
1 |
1 |
4 |
3 |
5 |
6 |
- | |
Образование относительных и качественных прил-х |
5 |
6 |
3 |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
- |
- | |
Образование названия детенышей животных |
4 |
6 |
1 |
2 |
1 |
1 |
4 |
1 |
- |
- | |
Образование сущ-х с суффиксом -ниц- |
4 |
5 |
5 |
4 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- | |
Образование профессий женск. рода |
- |
1 |
- |
3 |
2 |
2 |
6 |
4 |
2 |
- |
Материалы по педагогике:
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного
языка
Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в ...
Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических
трудах
Проблема общения - коммуникации занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. По утверждению М. С. Кагана первый серьёзный анализ общения как философской категории относится ещё к эпохе эллинской культуры. У Сократа и Платона впервые возникла этическая ...
Свойства алгоритма
Алгоритм можно понимать и следующим образом, это точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Объясним смысл этих слов что такое «точное предписание»? Это означает, что предписание, задающее алгоритм, ...