Таблица № 7
Задания |
Количество детей, выполнивших задание с оценкой | ||||||
3 балла |
2 балла |
1 балл | |||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | ||
Исследование способности |
различать фонемы на основе слухового восприятия |
5 |
9 |
5 |
1 |
- |
- |
различать фонемы на основе слухопроизносительного анализа |
1 |
9 |
4 |
1 |
5 |
- | |
дифференцировать фонемы по представлению |
- |
- |
3 |
5 |
7 |
5 |
Чаще ответы детей ЭГ включали в себя повторы либо названных слов, либо слов, придуманных самим ребенком; изменения названной формы слова в ласкательную и придумывание слов с любого иного звука. 2 ребенка ЭГ подбирали большинство слов, не имеющих заданного звука. Ошибки дошкольников КГ отличаются меньшим разнообразием и количеством. Следует отметить, что во всех заданиях 4 ребенка ЭГ и 1 ребенок КГ допускали ошибки изменения места ударения в словах. Объединяя слова в группы с заданным звуком, дети ЭГ допускали большее количество ошибок; придумывали новые слова, не показанные на картинках; в группы не входили все слова, изображенные на картинках, также не использовались все заданные звуки.
Таким образом, уровень развития фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников с ОНР снижен, на что указывалось Р.Е.Левиной; вследствие чего снижается и уровень возможности дальнейшей подготовки детей к усвоению грамоты, так как фонематическое восприятие можно выделить в ведущие показатели подготовки. Данные состояния фонематических функций анализа, синтеза и представлений показывают, что фонематические функции не сформированы у всех 10 испытуемых с ОНР. Необходимо в полной мере формировать функции звукового анализа и синтеза (согласно Л.Г.Парамоновой), чтобы при обучении грамоте, а в будущем русскому языку, ребенок смог ориентироваться в звуковом составе слова и записывать буквы, входящие в состав слова в нужной последовательности. В нашем случае возможны предпосылки возникновения дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания, т.к. нечеткость слуховых представлений о фонетически близких звуках предрасполагает затруднения в выборе фонемы, что и проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие-шипящие, звонкие-глухие звуки, аффрикаты и компоненты на письме. Также могут проявиться ошибки неправильного обозначения мягкости согласных на письме, по причине нарушения дифференциации твердых-мягких звуков. Ввиду с тем, что у 1 ребенка нет дифференциации гласных звуков, у 4 детей - общая смягченность речи, у 1 ребенка – выход из алалии, а у большинства детей полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушения могут проявиться наиболее ярко. Причем, могут заменяться и гласные в ударном положении, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки произнесения слов со сменой ударения.
Материалы по педагогике:
Психологическая характеристика на учащегося
Кирилл К., 12 лет, учится в 6 классе Донецкого лицея №71 Семья: мама, папа и Кирилл. Мама – мастер маникюра и педикюра, папа – директор завода. В семье взаимоотношения – нормальное, но иногда в семье возникают конфликты по поводу успеваемости и поведения Кирилла. Жилищные и материальные условия – в ...
Методы изучения литературы в школе. Использование схем-опор на уроках
литературы в школах V вида
Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов – словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин. К сожалению, вопрос о принципах пр ...
Применение новых информационных технологий для
совершенствования процесса обучения в начальной школе
Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В условиях реализации Национальной программы по подготовк ...