Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 13

С предложенным заданием на умение понимать и употреблять предлоги самостоятельно и правильно справился 1 ребенок из ЭГ. Допустили по 1-2 ошибки 4 ребенка из ЭГ и 7 детей из КГ. Два ребенка из ЭГ и 3 - из КГ допустили по 3 ошибки, часто повторяли уже названные предлоги, изменяя логику построения вопроса. Трое детей ЭГ не смогли подобрать предлоги 4 и более раз, использовали повторы или задумчиво улыбались, отводили в сторону глаза, переключаясь на сопутствующие движения руками: почесывания, зажимания, кручение, обнимания и т.д. 1 ребенок показывал на картинке место будущего действия, не называя предлога. 2 ребенка активно пытались отвечать, рассказывая предложениями, причем даже не о том, что нарисовано на картинке, а о том, что могло бы быть.

При выполнении задания на изменение имен прилагательных по родам основной ошибкой стало употребление имени прилагательного мужского рода с именем существительного среднего рода (голубой полотенце). Эту ошибку допустили 8 детей ЭГ, в КГ – 2 человека. 1 ребенок ЭГ допустил 3 ошибки, используя мужской род прилагательного ко всем именам существительным: красный роза, желтый яблоко, сининенький (автобус).

При подборе слов противоположных по смыслу типичные ошибки детей обеих групп следующие: узкий-толстый, маленький-высокий, кресло мягкое - стул крепкий, длинная – короче. Безошибочно или с 1 ошибкой справилось с этим заданием 8 детей КГ. Дети ЭГ нуждались в коррекции, привлечении внимания, выделении опорного слова. С одной и двумя ошибками смогли подобрать антонимы 7 человек. Остальные не смогли принять оказываемую помощь и допустили 3 ошибки.

По данным исследования функции словообразования лучшие умения детей ЭГ выявились при образовании относительных и качественных прилагательных, а также при образовании существительных с суффиксом – ниц. Дополнительно в КГ дети легко смогли назвать детенышей животных, в то время как дети ЭГ испытывали затруднения. 5 детей ЭГ и шестеро из КГ смогли образовать имена прилагательные самостоятельно и правильно с первого предъявления, а три ребенка ЭГ после повторного. 1 ребенок КГ допустил 2 ошибки, остальные дети (2 и 3) допустили ошибки в виде недоговаривания окончаний, смены места ударения, неправильного склонения по родам (объединяя мужской род прилагательного с женским родом существительного, повторения сочетаний из имен существительных и предлога (шапка из меха – шапка из меха). В основном были ошибки звукопроизношения, но они в данном исследовании не учитывались. По 9 детей из обеих групп смогли образовать существительные с суффиксом –ниц самостоятельно и правильно, либо с исправлением единственной ошибки, акцентированной экспериментатором . Детям трудно было образовать слово чернильница («чернична», «черничница», «чернильниа», «черничная»). Остальные ошибки: «конфетка», «суп» у 1 ребенка ЭГ, и повторение 2 слов за экспериментатором ребенком из КГ. При образовании названий детенышей животных 5 детей КГ и 4 ребенка ЭГ справились с заданием без ошибок и самостоятельно. Двое из КГ и один ребенок из ЭГ нуждались в повторном произношении образца, стимульной поддержки, ободрении; вследствии чего они исправили единственную допущенную ошибку. Один ребенок из каждой группы допустил по 2 ошибки, называя не просто детеныша, а образуя ласкательную форму: лошаденок, коровенок или преобразовывая единственное число во множественное: ежики, собачки, свинюшки, свиненок. Остальные дети допускали множественные ошибки.

Таблица

Аня

Ёжик, зайчик, волчица, корова

Егор

Свинечка, утята (и у курицы, и у утки), лошаденок, коровенок

Никита

Зайчик,зайка; еж-не знаю, лошонок, корова

Саша

Ёжиный, собачник, беличи, лисы, коровы

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Материалы по педагогике:

Методы и приемы работы с письменными произведениями
В данном параграфе мы рассмотрим методы работы с письменными произведениями, основные типы упражнений и формы письменных речевых произведений. В обучении письму можно выделить три этапа: 1 овладение графикой; 2 освоение структурных моделей, моделей предложений; 3 овладение письменной речью как сред ...

Достоинства использования и проведения экспериментальных методик при изучении курса оригами
Безусловно, главным моим помощником в преподавании курса оригами был учебный проектор и подготовленные видео ролики, на которых были представлены пошаговые процессы изготовления изделий. Данная методика: упрощала для меня многократный показ изготовления одного и того же изделия (была возможность, в ...

Внутренние органы рыб
Полость тела. В туловищном отделе рыбы, под позвоночником, находится большая полость тела, в которой располагаются внутренние органы. Пищеварительная система. Окунь — хищник. Он питается различными водными животными, в том числе рыбами других видов. Свою добычу окунь захватывает и удерживает острым ...

Навигация