От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Неадекватность первоклассника может проявляться в завышенной самооценке. Это происходит в семьях, где ребенка часто хвалят, за достижения в учебе дарят подарки, то есть ребенок привыкает к материальному вознаграждению и как следствие снижается познавательная потребность. Такое поведение родителей характерно для попустительского стиля. Для того, чтобы у ребенка развилось адекватное социальное поведение и самооценка необходимо прибегать к гибкой системе наказаний и поощрений.
Родители также задают исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления об обучении в школе оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не смогут полностью адаптироваться к новым условиям. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, то быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Характерной личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность14. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Если переживаемые ребенком временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тревожность может развиться у детей, чьи родители ожидают большего и предъявляют завышенные требования к обучению, что характерно для авторитарного стиля. Из - за повышенной тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность ребенка в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Родители, применяющие авторитарный стиль поведения, усиливают и эмоциональный дискомфорт ребенка. Итогом такого поведения родителей являются неблагоприятные особенности ребенка, которые отражаются на его учебной деятельности, снижая результативность деятельности, что вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Для успешной социальной адаптации родителям необходимо изменить установки и оценки поведения ребенка. Родителям стоит более объективно относится к ребенку и акцентировать свое внимание даже на незначительных достижениях, при этом не порицая за отдельные недочеты. При таких взаимоотношениях родителей с ребенком уровень тревожности значительно снижается, что способствует успешному обучению и социальной адаптации.
У детей 6-7 лет при поступлении в школу может развиться демонстративность, что связанно с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Основой для развития демонстративности обычно становится недостаток внимания и поощрения родителей к детям. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – это недостаток похвалы. Если ребенку оказывают значительное внимание и оно его не удовлетворяет, то это может быть связано с гипертрофированной потребностью в эмоциональных контактах. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая установленные правила поведения. Задача взрослых по снижению демонстративности – это обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные. Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку. При сочетании тревожности и демонстративности у детей может наблюдаться так называемый уход от реальности. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их социального развития. Для успешной социальной адаптации ребенка к обучению отношения внутри семьи должны быть подчинены школьной жизни, а содержание общения родителей с детьми определяться школьной тематикой. Родителям важно помнить о том, что чрезмерная забота делает ребенка нервными застенчивым, однако, ребенок, выросший в обстановке доброжелательности, скорее адаптируется к обществу. Родители должны учесть то, что умение читать, писать, считать не самое главное в подготовке детей к школе. Основная задача заключается в том, чтобы создать условия для полноценной, содержательной жизни ребенка на протяжении всего адаптационного периода. Такое отношение родителей, предполагающее приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры, даст будущему первокласснику необходимые для успешной адаптации в школьную действительность знания и умения, обеспечит формирование необходимых качеств и свойств.
Материалы по педагогике:
Общее содержание работы по коррекции нарушений и развитию фонетической
системы языка
Известно, что у детей с нарушениями речи, имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или ее несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен то ...
Особенности нарушения речи у умственно отсталых школьников
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Из ...
Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе
В понятие «произносительная сторона речи», или «произношение», включено фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, ...