Социальная адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к обучению, данным условиям и насколько его поведение, отношения в классе и семье соответствуют тем социальным нормам и правилам, принятым в социуме. Успешность социальной адаптации ребенка – это показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. К началу обучения в школе большинство детей начинают осознавать свое место среди других детей и взрослых, у них формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Отношения со сверстниками, жизнь школьного коллектива, комфортные условия внутри семьи ребенка способствуют успешной социальной адаптации. Самостоятельность в подготовке к обучению, адекватная самооценка, направленность на успех в деятельности являются необходимыми составляющими успешной социализации.
Неправильные методы воспитания в семье, неудовлетворенность в общении, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтные ситуации в семье отрицательно сказываются на вхождении ребенка в новую социальную среду. В адаптационный период должна быть налажена постоянная связь между школой и родителями ребенка. Признак успешной адаптации – это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Здесь родителям необходимо обозначить границы своей помощи и постепенно уменьшать их. Если ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность и не сравнивать его достижения с достижениями сверстников. Сохранение тесных эмоциональных контактов ребенка с родителями, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие учителей и сверстников – залог развития успешного адаптационного процесса в новом социальном пространстве. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высокими. В заключении можно сформулировать основные условия, которые необходимы ребенку стать учеником: организация режима дня ребенка, успешная адаптация к школьному коллективу, вера родителей в ребенка, надежда на его успех в обучении.
Материалы по педагогике:
Формирование умений описания в письменной речи на английском языке в 10 классах
Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Самый первый этап формирования у учащихся умения делать письменные высказывания – это самый известный всем пересказ. Готовый текст имеет структуру и логику. Затем идет письменное оп ...
Детский фольклор как культурно-исторический феномен
Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о которых все слышали или говорят. Признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора, выделить его в самостоятельную область знания. Специалисты разного про ...
Особенности использования игры в процессе
проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного
возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечеств ...