Социальная адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к обучению, данным условиям и насколько его поведение, отношения в классе и семье соответствуют тем социальным нормам и правилам, принятым в социуме. Успешность социальной адаптации ребенка – это показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. К началу обучения в школе большинство детей начинают осознавать свое место среди других детей и взрослых, у них формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Отношения со сверстниками, жизнь школьного коллектива, комфортные условия внутри семьи ребенка способствуют успешной социальной адаптации. Самостоятельность в подготовке к обучению, адекватная самооценка, направленность на успех в деятельности являются необходимыми составляющими успешной социализации.
Неправильные методы воспитания в семье, неудовлетворенность в общении, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтные ситуации в семье отрицательно сказываются на вхождении ребенка в новую социальную среду. В адаптационный период должна быть налажена постоянная связь между школой и родителями ребенка. Признак успешной адаптации – это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Здесь родителям необходимо обозначить границы своей помощи и постепенно уменьшать их. Если ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность и не сравнивать его достижения с достижениями сверстников. Сохранение тесных эмоциональных контактов ребенка с родителями, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие учителей и сверстников – залог развития успешного адаптационного процесса в новом социальном пространстве. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высокими. В заключении можно сформулировать основные условия, которые необходимы ребенку стать учеником: организация режима дня ребенка, успешная адаптация к школьному коллективу, вера родителей в ребенка, надежда на его успех в обучении.
Материалы по педагогике:
Дидактические проблемы применения средств новых
информационных технологий в системе дистанционного обучения
Новые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач: изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования; представлять в удобном ...
Психолого-педагогическая характеристика детей контрольной и экспериментальной
групп
Эксперимент проводился на базе ГБДОУ «Детский сад №67» и ГДОУ «Детский сад № 35» Московского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до 6 лет 7 месяцев: 10 детей экспериментальной группы с тяжелым нарушением речи – общим недоразвити ...
Комплекс упражнений направленных на развитие природных физических данных
детей младшего школьного возраста
Разрабатывая данный комплекс упражнений партерной гимнастики мы познакомились и изучили такие источники, как «Сборник программ дополнительного образования художественно – эстетического направления» выпуск I, объединение «Дворец молодёжи», 2003 год издания, Екатеринбург; образовательная программа «С ...