К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
- поставить цель;
- принять решение;
- наметить план действий;
- исполнить намеченный план;
- проявить усилие в случае возникновения препятствий;
- оценить результат своего действия.
Главный акцент в развитии психологической готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:
- не бояться трудностей;
- стремление преодолевать их;
- не отказываться от намеченной цели.
В нескольких словах, готовность – это умение слушать + слушаться.
Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.
Чтобы сформировать психологическую готовность детей к обучению в школе необходимо:
1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
- закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;
- учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
2. Развивать самоконтроль:
- использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорить…»
3. Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
4. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
5. Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.
6. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
- устойчивости чувств;
- глубины чувств и эмоций;
- осознание причин проявления тех или иных эмоций;
- проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
- эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
Одна из линий подготовки детей к обучению в школе – формирование мотивов, побуждающих к учению.
Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
Организовывать экскурсии в школу, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
Практиковать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».
Таким образом, основная задача взрослого при подготовке ребенка к обучению в школе – показать, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Материалы по педагогике:
Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников
В школе есть ряд проблем, которые относят к старым, традиционным, то есть и те, с которыми неизбежно приходиться мириться. Проблема мотивации справедливо может быть отнесена к их числу. Учителя школы озабочены тем, что большинство детей относятся к учебе совершенно безразлично. От них часто можно у ...
Наблюдение за тренировочными занятиями боксеров и последующим
собеседованием с тренерами
Цель наблюдения и собеседования: определение доли и причин использования репродуктивных и продуктивных методов обучения спортивным движениям. Проведение наблюдения и собеседования. Наблюдение за занятиями по боксу под руководством тренеров ФИО и ФИО проводилось в СК «?» г. ? в течение последней нед ...
Позиция учителя при реализации проектного метода обучения
Анализ основных принципов работы педагога в рамках проектного метода обучения, был сделан на основе работ И.Д.Фрумина, А.Н.Тубельского, О.С. Газмана, Т.М. Ковалевой среди них: 1. 1. Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками. Педагог признает и уважает индиви ...