Исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Материалы о педагогике » Особенности формирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе » Исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Страница 2

Экспериментальные данные сопоставлялись с данными, полученными в беседе с воспитателями. При этом нас интересовало: насколько сообразителен ребенок; легко или трудно он усваивает материал на занятиях; вносит ли элементы творчества в выполнение задания; проявляет ли самостоятельность в рассуждениях и т.д. (приложение 1.)

В большинстве случаев дети, хорошо успевающие на занятиях, с экспериментальными заданиями справились успешно. Однако наблюдались случаи, когда одно задание ребенок выполнил успешно, а другое менее результативно, или хорошо успевающие на занятиях дети с экспериментальными заданиями справились плохо, а слабые (по отзывам воспитателей) выполняли задание лучше, чем он них ожидали.

Безусловно, на качество выполнения влияет и несколько необычная обстановка, и настроение ребенка в момент исследования.

Следует отметить, что все дети охотно принимали предложенный им вид деятельности и с большим желанием включались в работу.

Вместе с тем наблюдение за детьми позволило обнаружить различное отношение к самому заданию:

Выявилась группа детей, которые внимательно выслушивали задание, стремясь его понять и выполнить.

Большинство детей считали задачу «легкой» и сразу же приступали к ее выполнению, но совершали при этом ошибки. В этой группе выделялись дети:

А) внимательно выслушивающие объяснение, правильно выполнившие «пробное» задание. Но при выполнении основного задания начинали выполнять действия независимо от условий задачи. В результате у них появлялись ошибки;

Б) проявляющие полное безразличие к условиям задачи. Такие дети с удовольствием брали карандаш, начинали изображать узор, рисовать рисунок, но при этом совершенно не пытались выполнить основные требования задачи.

Анализ экспериментальных данных дает основание утверждать, что правила задачи, поняли не все дети, а если и поняли, то не могли их удержать в течение выполнения задания. Очевидно, поэтому большинство обследованных детей при выполнении задания допускали ошибки.

Благодаря проведенному анализу выделились следующие типы ошибок:

Методика «узор»

Ошибки, связанные с нарушением основных правил задачи. Сюда относятся случаи, когда ребенок соединял фигуры непосредственно, пропуская соединительные кружки; разрывая непрерывность линий; оставляя работу на середине строки.

Многие дети не смогли одновременно учитывать несколько требований, – какое либо из них нарушалось.

Ошибки такого типа обусловлены чаще всего тем, что ребенок просто не считает нужным придерживаться основных требований задачи. Сказывается привычная деятельность ребенка в детском саду и семье, когда он повседневно выполняет в основном прямые указания взрослых и с этим легко справляется. А ситуации, требующие строгого подчинения каким-то правилам, удержание в памяти этих правил, встречаются не так уж часто.

Возможно, этот тип ошибок легко может быть устранен, если чаще ставить детей в условия, когда необходимо выполнить задачу по определенным правилам.

2. Ошибки, связанные с нарушением внимания. Ребенок не слушает экспериментатора, действия выполняет совершенно произвольно.

К ним относятся такие ошибки, когда ребенок проводил не правильное соединение, путал фигуры, вместо треугольников соединял квадраты, пропускал отдельные соединения.

Следует полагать, что многие из перечисленных ошибок возникают не из-за сложности задания, а из-за неустойчивости внимания.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения
Работа по выразительному чтению в школе не требует специальных часов, она сочетается с разнообразными видами работа на уроках русского языка и чтения. При этом особе значение приобретают организации и методы работы по выразительному чтению. От умелого образно-эмоционального чтения учителя во многом ...

Воспитательная работа с учащимися начальных классов как средство формирования у них познавательного интереса
В целостной системе школьного воспитания выделяются две главные подструктуры: дидактическая и воспитание в узком смысле. Каждая из них имеет свою специфику, учет которой становится стержневым условием формирования познавательного интереса как интегрального личностного образования. Ибо создание сист ...

Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со стертой дизартрией
Обследование детей с дизартрией строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и его возраста. Чем младше ребенок, чем ниже общий уровень его речевого развития, тем больше ...

Навигация