Экспериментальные данные сопоставлялись с данными, полученными в беседе с воспитателями. При этом нас интересовало: насколько сообразителен ребенок; легко или трудно он усваивает материал на занятиях; вносит ли элементы творчества в выполнение задания; проявляет ли самостоятельность в рассуждениях и т.д. (приложение 1.)
В большинстве случаев дети, хорошо успевающие на занятиях, с экспериментальными заданиями справились успешно. Однако наблюдались случаи, когда одно задание ребенок выполнил успешно, а другое менее результативно, или хорошо успевающие на занятиях дети с экспериментальными заданиями справились плохо, а слабые (по отзывам воспитателей) выполняли задание лучше, чем он них ожидали.
Безусловно, на качество выполнения влияет и несколько необычная обстановка, и настроение ребенка в момент исследования.
Следует отметить, что все дети охотно принимали предложенный им вид деятельности и с большим желанием включались в работу.
Вместе с тем наблюдение за детьми позволило обнаружить различное отношение к самому заданию:
Выявилась группа детей, которые внимательно выслушивали задание, стремясь его понять и выполнить.
Большинство детей считали задачу «легкой» и сразу же приступали к ее выполнению, но совершали при этом ошибки. В этой группе выделялись дети:
А) внимательно выслушивающие объяснение, правильно выполнившие «пробное» задание. Но при выполнении основного задания начинали выполнять действия независимо от условий задачи. В результате у них появлялись ошибки;
Б) проявляющие полное безразличие к условиям задачи. Такие дети с удовольствием брали карандаш, начинали изображать узор, рисовать рисунок, но при этом совершенно не пытались выполнить основные требования задачи.
Анализ экспериментальных данных дает основание утверждать, что правила задачи, поняли не все дети, а если и поняли, то не могли их удержать в течение выполнения задания. Очевидно, поэтому большинство обследованных детей при выполнении задания допускали ошибки.
Благодаря проведенному анализу выделились следующие типы ошибок:
Методика «узор»
Ошибки, связанные с нарушением основных правил задачи. Сюда относятся случаи, когда ребенок соединял фигуры непосредственно, пропуская соединительные кружки; разрывая непрерывность линий; оставляя работу на середине строки.
Многие дети не смогли одновременно учитывать несколько требований, – какое либо из них нарушалось.
Ошибки такого типа обусловлены чаще всего тем, что ребенок просто не считает нужным придерживаться основных требований задачи. Сказывается привычная деятельность ребенка в детском саду и семье, когда он повседневно выполняет в основном прямые указания взрослых и с этим легко справляется. А ситуации, требующие строгого подчинения каким-то правилам, удержание в памяти этих правил, встречаются не так уж часто.
Возможно, этот тип ошибок легко может быть устранен, если чаще ставить детей в условия, когда необходимо выполнить задачу по определенным правилам.
2. Ошибки, связанные с нарушением внимания. Ребенок не слушает экспериментатора, действия выполняет совершенно произвольно.
К ним относятся такие ошибки, когда ребенок проводил не правильное соединение, путал фигуры, вместо треугольников соединял квадраты, пропускал отдельные соединения.
Следует полагать, что многие из перечисленных ошибок возникают не из-за сложности задания, а из-за неустойчивости внимания.
Материалы по педагогике:
Проявление заикания и его формы как одна из проблем
современной логопедии и неврологии
Заикание определяется как нарушение ритма, темпа, плавности речи, но не исчерпывается этими особенностями. Многие родители связывают начало заикания с плохим сном, потерей аппетита и изменениями в характере ребенка: повышенная возбудимость, раздражительность или даже вялость и апатичность. Н.И. Жин ...
Уровень
сформированности основных движений у детей с отклонениями в эмоциональном
развитии
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения №40 г. Краснодара с февраля по июнь 2013 г. В исследовании приняли участие 14 детей старшей группы. Исследование проходило в три этапа. На первом этапе эксперимента была проведена беседа с педагогом-психологом и анализ карт ра ...
Организация дидактических игр в средней группе
Для детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет характерны: большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов предназначенного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В ...