Формирование творческой индивидуальности тренера в общем плане совпадает с формированием его в качестве личности; оно решающим образом зависит от его личностных черт, качеств, в первую очередь, таких как мировоззрение, гражданская убежденность, осознанная ответственность. Именно уровень развития личности тренера в первую очередь определяет уровень его деятельности .
Можно выявить следующие особенности личности тренера: способность гибко реагировать на требования практики, не держаться устаревших догм, сколь авторитетными они ни были; способность к педагогическому творчеству, которая позволяет с максимальной эффективностью каждый раз по-новому применять в учебно-воспитательном процессе методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания, свои личные качества; способность глубоко понимать закономерности педагогического процесса, критически оценивать опыт, видеть неполноту собственных знаний; способность из лучших образцов передового опыта извлекать не рецептуру, а идею и трансформировать ее к конкретной ситуации; способность самостоятельно, осмысленно перерабатывать учебный материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей спортсменов; умение управлять познавательной деятельностью и общественной активностью воспитанников, развивать их творческое мышление .
Тренеру необходимо учитывать и то, как оценивают его личность спортсмены. Опыт показывает, что любовью детей и подростков пользуются по-настоящему добрые, выдержанные наставники. Замечено, что чем больше непринужденности, естественности, шуток, веселья в отношениях между тренером и воспитанниками, тем лучше идет адаптация, быстрее растет спортивное мастерство.
Для многих ребят, нашедших свое призвание в занятиях спортом, именно спорторганизатор выступает в качестве идеала, которому они стремятся подражать в жизни.
Следовательно, в период развития юного спортсмена, когда еще велика эмоциональная восприимчивость тренеру при налаживанию взаимоотношений с воспитанником необходимо обращать особое внимание на проявление своих личностных качеств. Уровень развития положительных личностных качеств спортивного педагога - важнейшее условие нормализации взаимоотношений с юными спортсменами, а в итоге - повышение эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процесса [4].
Именно высокий уровень развития личностных качеств обеспечивает тренеру авторитет.
Авторитет личности тренера является одним из основных условий успешности его деятельности, который основывается на глубоком знании им своего дела, бескомпромиссной требовательности к себе, увлеченности своей работой. Личностный авторитет зависит также от умения устанавливать педагогически правильные отношения как с воспитуемым, так и с коллегами, родителями, общественностью.
Авторитет тренера - необходимое условие эффективности его воздействия на воспитанника. Поэтому завоевание авторитета - первейшая задача спорторганизатора. Доверие к тренеру формирует у спортсменов психологическую уверенность в успешном исходе начатого дела, объединяет их. Тенденция советовать, показывать, доказывать и убеждать, в противовес тенденции постоянно ругать и навязывать свое мнение, благоприятно влияет на становление юных спортсменов.
Анализ ведущих личностных качеств тренера показывает, что часть тренеров, пользующихся высоким авторитетом у спортсменов, по отдельным качествам имеют низкие оценки, и наоборот. Авторитет тренера складывается из его истинных достоинств и недостатков.
Особенно существенное значение в установлении авторитета тренера имеют сильная воля и твердый характер, которые обнаруживаются в организованности и дисциплинированности тренера, его энергичном, настойчивом стремлении к достижению поставленных целей и задач в процессе обучения и воспитания спортсменов.
Необходимым условием завоевания авторитета являются: уважение к личности спортсмена, умение общаться с ним как с человеком взрослым, тактичность, доброжелательность, внимательность. Подобное отношение вызывает у спортсменов ответное чувство .
Спортивный педагог должен учитывать, что его воспитанники способны "читать" его мимику, жесты, позы во время тренировок. Его речь, облик, образованность, отношение к делу, к людям становятся эталоном для юного спортсмена. Когда воспитанник взрослеет, слепое обожание и безоговорочное повиновение постепенно заменяются уважением, дружбой и взаимным пониманием .
Известный американский спортивный психолог Кретти приводит несколько моделей типов тренеров, построенных на основании высказываний спортсменов. К положительным типам тренеров относятся: поддерживающий - всегда рядом со спортсменом, готов поддерживать спортсмена в трудных ситуациях, предостерегает от возможных ошибок и ободряет, ориентируется на будущие успехи; хладнокровный - сохраняет спокойствие в напряженных ситуациях и принимает в них верное решение, всегда является примером самообладания для своих воспитанников, критические высказывания высказывает с глазу на глаз и может успокоить спортсменов, если они перевозбуждены; психолог - может довести спортсмена до оптимального уровня возбуждения перед соревнованиями, успешно руководит командой после поражения, может превратить страх в преимущество, понимает и чувствует состояние спортсменов до и вовремя соревнований; оратор - удачно пользуется словом, настраивает спортсменов на более активную работу без лишнего давления.
Материалы по педагогике:
Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по социализации детей с
нарушением слуха
Целью итогового этапа является в определении эффективности предложенных мероприятий для успешной социализации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения. Для реализации данной цели были использованы методики аналогичные констатирующему эксперименту. Так повторный срез оценки зн ...
Теоретико-методическое обоснование методики констатирующего эксперимента
Актуальность проблемы дисграфии в школьном возрасте показывает необходимость профилактической работы по устранению ее предпосылок в дошкольном детстве. Предпосылки проявляются в несформированности какой-либо функции или ряда функций, которые в норме должны быть развиты перед поступлением ребенка в ...
Педагогические требования к семейному воспитанию детей старшего школьного
возраста
В специальной литературе находит отражение целый ряд педагогических требований, реализация которых целесообразна в воспитательном взаимодействии родителей и детей. От принципов они отличаются не столько научной обоснованностью, сколько жизненной востребованностью. Рассмотрим некоторые из них. Приор ...