Основные характеристики профессиональной деятельности индивидуального стиля тренера

Материалы о педагогике » Особенности формирования индивидуального стиля тренера в процессе профессиональной деятельности » Основные характеристики профессиональной деятельности индивидуального стиля тренера

Страница 1

Формирование творческой индивидуальности тренера в общем плане совпадает с формированием его в качестве личности; оно решающим образом зависит от его личностных черт, качеств, в первую очередь, таких как мировоззрение, гражданская убежденность, осознанная ответственность. Именно уровень развития личности тренера в первую очередь определяет уровень его деятельности .

Можно выявить следующие особенности личности тренера: способность гибко реагировать на требования практики, не держаться устаревших догм, сколь авторитетными они ни были; способность к педагогическому творчеству, которая позволяет с максимальной эффективностью каждый раз по-новому применять в учебно-воспитательном процессе методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания, свои личные качества; способность глубоко понимать закономерности педагогического процесса, критически оценивать опыт, видеть неполноту собственных знаний; способность из лучших образцов передового опыта извлекать не рецептуру, а идею и трансформировать ее к конкретной ситуации; способность самостоятельно, осмысленно перерабатывать учебный материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей спортсменов; умение управлять познавательной деятельностью и общественной активностью воспитанников, развивать их творческое мышление .

Тренеру необходимо учитывать и то, как оценивают его личность спортсмены. Опыт показывает, что любовью детей и подростков пользуются по-настоящему добрые, выдержанные наставники. Замечено, что чем больше непринужденности, естественности, шуток, веселья в отношениях между тренером и воспитанниками, тем лучше идет адаптация, быстрее растет спортивное мастерство.

Для многих ребят, нашедших свое призвание в занятиях спортом, именно спорторганизатор выступает в качестве идеала, которому они стремятся подражать в жизни.

Следовательно, в период развития юного спортсмена, когда еще велика эмоциональная восприимчивость тренеру при налаживанию взаимоотношений с воспитанником необходимо обращать особое внимание на проявление своих личностных качеств. Уровень развития положительных личностных качеств спортивного педагога - важнейшее условие нормализации взаимоотношений с юными спортсменами, а в итоге - повышение эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процесса [4].

Именно высокий уровень развития личностных качеств обеспечивает тренеру авторитет.

Авторитет личности тренера является одним из основных условий успешности его деятельности, который основывается на глубоком знании им своего дела, бескомпромиссной требовательности к себе, увлеченности своей работой. Личностный авторитет зависит также от умения устанавливать педагогически правильные отношения как с воспитуемым, так и с коллегами, родителями, общественностью.

Авторитет тренера - необходимое условие эффективности его воздействия на воспитанника. Поэтому завоевание авторитета - первейшая задача спорторганизатора. Доверие к тренеру формирует у спортсменов психологическую уверенность в успешном исходе начатого дела, объединяет их. Тенденция советовать, показывать, доказывать и убеждать, в противовес тенденции постоянно ругать и навязывать свое мнение, благоприятно влияет на становление юных спортсменов.

Анализ ведущих личностных качеств тренера показывает, что часть тренеров, пользующихся высоким авторитетом у спортсменов, по отдельным качествам имеют низкие оценки, и наоборот. Авторитет тренера складывается из его истинных достоинств и недостатков.

Особенно существенное значение в установлении авторитета тренера имеют сильная воля и твердый характер, которые обнаруживаются в организованности и дисциплинированности тренера, его энергичном, настойчивом стремлении к достижению поставленных целей и задач в процессе обучения и воспитания спортсменов.

Необходимым условием завоевания авторитета являются: уважение к личности спортсмена, умение общаться с ним как с человеком взрослым, тактичность, доброжелательность, внимательность. Подобное отношение вызывает у спортсменов ответное чувство .

Спортивный педагог должен учитывать, что его воспитанники способны "читать" его мимику, жесты, позы во время тренировок. Его речь, облик, образованность, отношение к делу, к людям становятся эталоном для юного спортсмена. Когда воспитанник взрослеет, слепое обожание и безоговорочное повиновение постепенно заменяются уважением, дружбой и взаимным пониманием .

Известный американский спортивный психолог Кретти приводит несколько моделей типов тренеров, построенных на основании высказываний спортсменов. К положительным типам тренеров относятся: поддерживающий - всегда рядом со спортсменом, готов поддерживать спортсмена в трудных ситуациях, предостерегает от возможных ошибок и ободряет, ориентируется на будущие успехи; хладнокровный - сохраняет спокойствие в напряженных ситуациях и принимает в них верное решение, всегда является примером самообладания для своих воспитанников, критические высказывания высказывает с глазу на глаз и может успокоить спортсменов, если они перевозбуждены; психолог - может довести спортсмена до оптимального уровня возбуждения перед соревнованиями, успешно руководит командой после поражения, может превратить страх в преимущество, понимает и чувствует состояние спортсменов до и вовремя соревнований; оратор - удачно пользуется словом, настраивает спортсменов на более активную работу без лишнего давления.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Общая характеристика школьных математических олимпиад. Примеры задач математических олимпиад для 7-9 классов
Школьные математические олимпиады представляют собой более массовые соревнования, поскольку они охватывают учеников не одного, а всех параллельных классов школы. Олимпиады в школе проводятся несколько раз в год с целью повышения интереса учеников к математике, расширения их мировоззрения, выявления ...

Результаты экспериментального обучения письменной деловой коммуникации работников внешнеэкономического отдела ОАО «Танеко»
Для оценки эффективности предлагаемого курса по обучению деловому письменному общению, нами была проведена ее экспериментальная проверка. Элективный курс для формирования профессиональных умений в сфере деловой письменной коммуникации на ИЯ предполагает стимулирование обучаемых к сотрудничеству, ан ...

Централизованное тестирование в России
Отставание России от мирового уровня в области тестирования весьма значительно, но в последние годы предпринимаются попытки созидать определенную культуру тестирования. Первым шагом в этом направлении со стороны федерального органа управления образования стало открытие в 1990 году лаборатории центр ...

Навигация