-предъявление заданий в учебной среде (возможно, игровой), в которой обучаемый должен достигнуть заданных целей путем планирования выполнения некоторых действий;
-предъявление заданий, требующих от обучаемого воспроизведения последовательности рассуждений или «сборки» правильного результата на основе знаний, предоставленных системой (интеллектуальные системы поддержки рассуждений учащихся);
-выдачу ответов обучаемому на формируемые им вопросы.
Компьютер предоставляет такие возможности в организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, какие не предоставляет одно из имеющихся сейчас в арсенале обучения средство. Именно от активности этой деятельности и зависит степень развития обучаемого.
Как отмечают все исследователи проблемы, педагогический эффект использования ПК в учебном процессе напрямую зависит от качества педагогических компьютерных средств. Подавляющее большинство используемых обучающих программ неэффективны. По оценкам исследователей проблемы 80% из существующих программ не обеспечивают даже ближайших учебных целей. Всеми исследователями прекрасно осознается тот факт, что компьютер - это только средство и, как любое средство, само по себе ничего не гарантирует. Поэтому необходима разработка и развитие адекватных теорий компьютерного обучения. Поскольку в настоящее время таковые отсутствуют, то исследователи пытаются применять для проектирования компьютерного обучения уже имеющиеся психолого-педагогические теории.
Попытка проанализировать теоретические основы применения компьютера в учебном процессе зарубежных стран была предпринята Дж. Хартли. Он построил свой анализ, опираясь на классификацию психологических теорий (моделей) обучения, предложенную Г. Натхоллом и И. Снуком. Эти авторы выделяют три группы моделей:
а)модели управления поведением (behavioral control models);
б)модели учения через открытия (discovery learning models);
в)рациональные модели (rational models).
Несмотря на критику бихевиоризма, многие педагогические компьютерные среды, разработанные за рубежом, основываются на бихевиористских идеях, поскольку те легко поддаются технологизации.
Модели обучения путем открытия объединяют в себе идеи когнитивной психологии, психологии творчества и развития и близки к тому, что в отечественной педагогической науке называют проблемным обучением.
Создатели моделей третьей группы рассматривают обучение как осознанную и целенаправленную деятельность, четко отличая его от тренинга. Мотивы деятельности здесь играют ведущую роль. Мотивы действий связаны с целями учащегося, следовательно, обучение направлено на изменение в способностях учащихся осуществлять соответствующие действия по собственной инициативе.
А. Борк к трем рассмотренным выше теориям добавляет еще две: эволюционную теорию (психологию развития) Ж. Пиаже и основанное на ней циклическое обучение; неврологическую теорию «расщепления» мозга, доказывающую, что для большинства людей два полушария мозга функционируют различно.
Зарубежные исследователи компьютерного обучения Дейв Ф. Севел и Девид Р. Ротерей придерживаются той точки зрения, что «единственного совершенного метода применения компьютера в обучении не существует. Разные программы опираются на разные теоретические посылки, подходят для разных ситуаций и могут дать разные результаты. Вряд ли стоит делать широкие обобщения и рекомендовать ту или иную модель для внедрения в сферу образования.
В отечественных исследованиях в качестве психологической основы обучения на базе ЭВМ чаще всего рассматривается два направления зарубежной психологии - бихевиоризм и когнитивизм. Причем большинство исследователей осознают недостатки компьютерного обучения, построенного на идеях либо того, либо другого направления.
Материалы по педагогике:
Психолого-педагогические особенности развития личности в ранней юности
Старший школьный возраст относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. В этот период происходит физиологическое созревание организма, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, что обеспечивает приток крови ко всем частям организма. ...
Дошкольноевоспитание в XVIII–XIX в
В начале XVIII в. происходило быстрое развитие Русского государства. В это время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные, политические, военные, административные и культурные преобразования, направленные на преодоление известной отсталости России, явившейся следствием ханского ...
Вопросы формирования правильной речи у детей в
трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики
Принцип историзма - важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их накопления, развития и изменения. Направленное, с позиций современной логопедии, изучение литературного наследия основоположнико ...