В настоящее время разрабатывается методика обучения иностранному языку с использованием интернета. Существуют сторонники идеи обучения языку только с помощью интернета, без традиционной работы с учебником. Но большинство преподавателей предпочитают использовать интернет наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс. Самое простое применение интернета - это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Материалы могут распечатываться и использоваться затем в ходе традиционного занятия.
Дидактические свойства мультимедийных средств основываются на двух важнейших функциях Интернета — информационной и коммуникативной (текстовая презентация информации; визуальная информация; звуковая презентация информации; интегрированная презентация информации; поиск информации; получение и передача информации; хранение информации; классификация и структурирование информации). Обучение с применением интернет-технологий требует дидактической системы, основанной на личностно-ориентированном подходе к образованию. Этот подход базируется на выработке критического и творческого мышления, которые можно формировать при наличии проблемного изложения материала, дополнительного поиска необходимой информации, сравнения противоположных точек зрения, поиска оригинального решения проблемы и так далее.
Возможности сети Интернет определяют различные задачи, которые можно решать в учебном процессе. Наиболее важными задачами, которые могут быть реализованы при обучении иностранному языку посредством Интернет-технологий в старших классах средней школы являются следующие:
- развитие умений иноязычного общения в разных сферах и ситуациях;
- формирование и совершенствование языковых навыков;
- развитие навыков самостоятельной и исследовательской работы студентов за счет специально организованной деятельности с использованием Интернет-технологий, что способствует инициированию самостоятельной деятельности и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
- повышение мотивации и создание потребности в изучении иностранного языка;
- реализация индивидуального подхода посредством учета индивидуальных особенностей обучающихся за счет использования коммуникативных служб сети Интернет;
- формирование коммуникативных навыков и культуры общения.
Поскольку одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация самостоятельной работы учащихся, то в условиях информатизации образования высококачественная иноязычная подготовка возможна лишь в том случае, когда основной упор при обучении иностранному языку сделан не столько на аудиторные занятия, сколько на самостоятельную деятельность учащихся, грамотно объединенную с современными информационными технологиями в целом и Интернет-технологиями в частности.
Самостоятельная работа с использованием возможностей сети Интернет может проходить двумя основными путями: аудиторная и внеаудиторная работа.
Аудиторная самостоятельная работа учащихся подразумевает выполнение заданий в компьютерном классе, оснащенном выходом в Интернет, в рамках урока иностранного языка под непосредственным наблюдением и руководством преподавателя.
Второй вариант при использовании возможностей Интернета подразумевает внеаудиторную самостоятельную работу по выполнению специально подготовленных задач при широком использовании заранее обозначенных возможностей Интернета. Самостоятельная работа в данном случае построена таким образом, что дает возможность учащимся выполнять учебные задачи в любом удобном им месте с точкой доступа в Интернет.
Выделяют следующие уровни владения языком по отношению к использованию Интернет-технологий в процессе обучения иностранным языкам:
- начальный уровень – владение элементарными навыками письма и чтения;
- средний уровень – достаточный уровень владения языком для осуществления задач средней сложности;
- продвинутый уровень - способность относительно свободно осуществлять коммуникацию на иностранном языке.
Следует отметить, что эффективная интеграция информации, опубликованной в Интернете, в значительной степени зависит от умения преподавателя адекватно оценивать потенциальные электронные ресурсы, используя критерии оценки их качества, что позволяет подготовить отобранную информацию для успешного использования в качестве аутентичных материалов.
Таким образом, самостоятельная деятельность студентов по поиску, анализу и преобразованию информации в сети Интернет позволяет научить студента собирать, оценивать, синтезировать и применять информацию на практике.
Материалы по педагогике:
Письмо как форма письменного общения
В данном параграфе мы рассмотрим письмо как форму общения, а также некоторые трудности, возникающие при обучении письменной речи. Письмо представляет собой продуктивную аналитико-синтетическую деятельность, связанную с порождением и фиксацией письменного текста. Как правило, при построении письменн ...
Фундаментальные науки в системе высшего образования
Интеграция Болонского процесса в систему образования Украины принесла множество изменений. Первое и самое главное - внедрение независимого тестирования для школьников, а также упрощение системы уровней выпускников вузов. Но это только те изменения, которые видны для всех. На деле Болонский процесс ...
Методы обучения химии
Достижение целей обучения зависит на только от правильно выбранного предметного содержания, но и методов обучения. Методы обучения – виды профессиональной деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, направленные на достижение поставленных целей обучения, т.е. на усвоение содержания ...