Эффективность применения информационных технологий на уроках иностранного языка не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное же внедрение информационных технологий в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку, и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания. При использовании проектного метода и других нестандартных форм обучения, возрастает роль самостоятельной работы учащихся. Обучение иностранному языку на современном этапе требует личностно-ориентированного подхода. В настоящее время существует большое разнообразие компьютерным программам таких как: «Triple play plus in English», «English on holidays», «English Gold», «Hello, America!», «Bridge to English», «Professor Higgins», «English for communication», «Говорящий оксфордский словарь» и другие.
На уроках иностранного языка с помощью компьютерных программ можно решать целый ряд дидактических задач:
-формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;
-совершенствовать умения письменной речи школьников;
- пополнять словарный запас учащихся;
- формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка;
-формировать у школьников коммуникативную компетенцию.
Компьютерное обучение имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Компьютерные программы обеспечивают:
- большую информационную емкость;
-интенсификацию самостоятельной работы учащихся;
-создание коммуникативной ситуации, личностно- значимой для каждого учащегося;
-учет возрастных особенностей учащихся;
-повышение познавательной активности учащихся, а также усиление мотивации.
Таким образом, применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности учителя с учащимися.
При постоянной и систематической работе с компьютерными программами реализуются следующие дидактические возможности:
-возможность систематической работы с учебной информацией;
-предоставление учителю надежной обратной связи с учеником;
-возможность интенсивной коммуникации с компьютером.
Таким образом, с помощью различных учебных программ можно существенно изменить способы управления учебной деятельностью, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществлять индивидуализацию обучения, а это способствует повышению качества обучения. Работа с программами по иностранному языку в дисплейном классе помогает учащимся преодолеть психологический барьер. Когда ученики видят на экране компьютера схемы, красочные картинки, они лучше воспринимают и осваивают новый сложный материал. Материал, заложенный в программе, позволяет достичь следующие методические задачи: (например, при закреплении форм глаголов): 1) формировать навык формулирования ответа на вопрос в той же видо-временной форме, в которой поставлен вопрос; 2) закреплять навык узнавания формы глагола изучаемого времени; 3) формировать навык внимательного чтения вопроса на основе установки, данной на экране; 4) формировать моторный навык написания указанного грамматического материала на примерах заданных упражнений, где ученик сам должен набрать правильный ответ; 5) закреплять зрительный образ отрабатываемого материала.
Все перечисленные свойства мультимедийных программ помогают решить основную задачу языкового образования, определенную программой по иностранным языкам – формирование у школьников коммуникативной компетенции.
Отмечая все положительные стороны использования мультимедийных программ, необходимо отметить, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Самое важное на уроке – живое общение. Радость творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку.
Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания при отработке навыков произнесения, нет альтернативы работе в парах и группах на уроке для обучения общению в учебно- речевых ситуациях. Поэтому использование пусть даже самых удачных учебников и мультимедийных программ не может заменить живое общение на уроке.
Материалы по педагогике:
Работа над усвоением словарных слов
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективны ...
Методы и приемы работы с письменными произведениями
В данном параграфе мы рассмотрим методы работы с письменными произведениями, основные типы упражнений и формы письменных речевых произведений. В обучении письму можно выделить три этапа: 1 овладение графикой; 2 освоение структурных моделей, моделей предложений; 3 овладение письменной речью как сред ...
Возможности проектного метода обучения в реализации задач подросткового
возраста
В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к проектному методу организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в пост ...