- привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки;
- занимательность изложения материала (занимательные примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление у учащихся;
- познавательные игры, ситуации спора и дискуссии;
- самостоятельное выполнение учеником учебных действий, самоконтроль;
- анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни;
- умелое применение учителем поощрения и порицания.
2. Развитию положительной мотивации учения у школьников способствуют специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации:
- упражнения на сотрудничество с взрослым сначала на материале недоступной задачи, на поиск новых подходов к задаче со скрытыми возможностями. Здесь поощряется готовность к сотрудничеству и помощи одного ученика другому, стремление к самостоятельности;
- задания с использованием ситуации выбора;
- упражнения на закрепление самооценки, на решение задач повышенной трудности;
- упражнения на устойчивость целей;
- упражнения по снятию тревожности и напряженности, в укреплении положительных эмоций.
3. Развитие положительной мотивации учения у школьников происходит на отдельных этапах урока:
- на начальном этапе урока можно актуализировать мотивы предыдущих достижений, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности, усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность, усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности и т. д.;
- этап подкрепления и усиления возникшей мотивации, на данном этапе используются разные виды деятельности, выбирается учебный материал по степени трудности;
- этап завершения урока, главным здесь является усиление оценочной деятельности учащихся в сочетании с дифференцированной отметкой учителя.
Материалы по педагогике:
Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые ...
Взаимосвязь и отличия социальной педагогики и
социальной работы
Социокультурные процессы, происходившие в 19 в. в Европе и Северной Америке, способствовали появлению не только социальной педагогики, но и особой сферы социальной деятельности, получившей название "социальная работа". Социальная работа - профессиональная деятельность, связанная с оказани ...
Культура делового общения в системе профессиональной культуры личности
Любая деятельность людей, в том числе и профессиональная, находится в зависимости от уровня культуры, как отдельного индивида, так и общества в целом. Несмотря на некоторые теории о врождённой, генетической предрасположенности к тому или иному уровню индивидуальной культуры, большинство мнений сход ...