В современных условиях общеобразовательная школа призвана решить целый комплекс важнейших задач, ведущее место среди которых занимает развитие положительной мотивации учения как важный фактор успешности обучения и воспитания. Учение занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в высших учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема развития положительной мотивации учения у школьников является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.
Под мотивами понимают все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. Под мотивацией понимают обычно совокупность побуждений к деятельности. Мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом, сторон. Поэтому развитие мотивации не есть простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а есть стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Одной из задач учителя является развитие мотивации учения.
Если учителю удается подойти к пониманию причин поведения ребенка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только учением ребенка, но и их мотивами. Но задача развития мотивации учения у школьников вполне реальна. Развитие мотивации учения немыслимо вне возраста ученика и его специфических психологических характеристик. Это означает, что начиная работу по развитию положительной мотивации учения в данном классе, у данного ученика первыми вопросами, которыми должен задаваться учитель, являются вопросы развития мотивации именно в данном возрасте. Педагогическое управление процессом развития положительной мотивации учения у школьников осуществляется содержанием учебного материала; организацией учебной деятельности; коллективными формами учебной деятельности; оценкой учебной деятельности; стилем педагогической деятельности. Процесс развития положительной мотивации учения у школьников отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств индивидуальности. Поэтому увеличить эффективность протекания данного процесса возможно посредством организации индивидуальной и дифференцированной работы, включающей систему коррекционных и стимулирующих методов, форм и приемов работы.
Актуализация рассматривает развитие у школьников нужной мотивации учения, стойкого и серьезного желания учиться, опираясь для этого на имеющиеся у школьника мотивы, вызвать у них новые. При этом следует иметь в виду, что нужные мотивы могут развиваться только в процессе учения. Вместе с тем надо создать в классе, в школе, в семье атмосферу, обстановку, способствующую появлению новых мотивационных установок. Изменение внутреннего отношения ребенка к уровню своих возможностей зависит от возрастных особенностей развития ребенка. Учитель должен наблюдать, направлять и развивать мотивации школьника, различными методами и приемами.
В педагогическом процессе развитие положительной мотивации учения у школьников составляет часть процесса, не нарушая целостности, то есть обеспечивается единство цели, содержания, выбора оптимальных средств, методов контроля, подведения итогов.
Таким образом, я пришла к следующим выводам: 1. Приемами деятельности учителя, способствующими развитию положительной мотивации учения у школьников в целом, являются:
- общая атмосфера в школе и в классе;
- включенность ученика в коллективные формы разных видов деятельности;
- отношение сотрудничества учителя и ученика, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнении задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;
Материалы по педагогике:
Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении младших
школьников
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы: 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника». Среди этих учащ ...
Значение утренней гимнастики
Утренняя гимнастика – система физических упражнений для развития организма и укрепления здоровья, выполняемая с утра. В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей – сразу же после ночного сна (зар ...
Исследование методов и средств, используемых учителем по формированию
знаний по физической культуре у школьников
Организация исследования проходила на базе МКОУ НОШ с. Ленинское, в период с 31 января 2012 года по 17 марта 2012 года. Участие принимали школьники 4А и 4Б классов, общее количество респондентов – 12 человек. Для исследования средств и методов по формированию системы знаний в сфере физической культ ...