В современных условиях общеобразовательная школа призвана решить целый комплекс важнейших задач, ведущее место среди которых занимает развитие положительной мотивации учения как важный фактор успешности обучения и воспитания. Учение занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в высших учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема развития положительной мотивации учения у школьников является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.
Под мотивами понимают все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. Под мотивацией понимают обычно совокупность побуждений к деятельности. Мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом, сторон. Поэтому развитие мотивации не есть простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а есть стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Одной из задач учителя является развитие мотивации учения.
Если учителю удается подойти к пониманию причин поведения ребенка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только учением ребенка, но и их мотивами. Но задача развития мотивации учения у школьников вполне реальна. Развитие мотивации учения немыслимо вне возраста ученика и его специфических психологических характеристик. Это означает, что начиная работу по развитию положительной мотивации учения в данном классе, у данного ученика первыми вопросами, которыми должен задаваться учитель, являются вопросы развития мотивации именно в данном возрасте. Педагогическое управление процессом развития положительной мотивации учения у школьников осуществляется содержанием учебного материала; организацией учебной деятельности; коллективными формами учебной деятельности; оценкой учебной деятельности; стилем педагогической деятельности. Процесс развития положительной мотивации учения у школьников отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств индивидуальности. Поэтому увеличить эффективность протекания данного процесса возможно посредством организации индивидуальной и дифференцированной работы, включающей систему коррекционных и стимулирующих методов, форм и приемов работы.
Актуализация рассматривает развитие у школьников нужной мотивации учения, стойкого и серьезного желания учиться, опираясь для этого на имеющиеся у школьника мотивы, вызвать у них новые. При этом следует иметь в виду, что нужные мотивы могут развиваться только в процессе учения. Вместе с тем надо создать в классе, в школе, в семье атмосферу, обстановку, способствующую появлению новых мотивационных установок. Изменение внутреннего отношения ребенка к уровню своих возможностей зависит от возрастных особенностей развития ребенка. Учитель должен наблюдать, направлять и развивать мотивации школьника, различными методами и приемами.
В педагогическом процессе развитие положительной мотивации учения у школьников составляет часть процесса, не нарушая целостности, то есть обеспечивается единство цели, содержания, выбора оптимальных средств, методов контроля, подведения итогов.
Таким образом, я пришла к следующим выводам: 1. Приемами деятельности учителя, способствующими развитию положительной мотивации учения у школьников в целом, являются:
- общая атмосфера в школе и в классе;
- включенность ученика в коллективные формы разных видов деятельности;
- отношение сотрудничества учителя и ученика, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнении задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;
Материалы по педагогике:
Формирование умений и навыков
Одной из основных образовательных целей обучения математике является овладение системой математических знаний, умений и навыков. Так как обучение применению алгоритмического метода невозможно без овладения определёнными умениями и навыками остановимся коротко на психологическом аспекте данного вопр ...
Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста
Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств. Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является старший подростковый возраст. Чем же он характеризуется? Анализ характера юных переживаний показывает, какую мощную роль в ...
Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические
характеристики: содержательную и динамическую
Содержательные характеристики: 1. наличие личностного смысла учения. 2. действенность – влияние мотива на учение и поведение (реально действующий или значимый мотив). Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зре ...