Даже, казалось бы, на первый взгляд самый простой ход урока способен привести к актуализации учения школьников. Как поясняет сам учитель: известно, что люди, которые рассчитывают на успех в выполнении деятельности, справляются с ней лучше. Ожидание высокого (позитивного) результата влияет на формирование у человека чувства эффективности, которое побуждает его лучше работать. Вера в свои способности, в собственную состоятельность преодолеть трудности побуждает к настойчивой работе. А если человек не уверен в своих силах, не надеется на успех, то это «отбивает» желание работать. Вера в собственный успех зависит от успешности в предыдущих попытках (деятельности), от соответствующего настроя на успех. Если человек часто достигал успехов в прошлом, то это положительно влияет на формирование надежды на успех (он верит в себя и в свою состоятельность достичь успеха). А поражения, неудачи в прошлом негативно влияют на веру в успех. После серии неудач человек теряет уверенность в себе, ожидает поражения и в следующих попытках. Вот почему для формирования чувства эффективности в деятельности важным является наличие хотя бы небольших успехов. Уверенность в собственных способностях может повысить веру человека и эффективность его деятельности. Когда человек осознает наличие у себя способностей, которые могут обеспечить успех, это положительно отражается на его уверенности в успешности собственных действий.
Другим важным фактором уверенности в своих силах является наличие ресурсов, которые способны помочь в достижении поставленных целей. Следует внимательно пересмотреть все ресурсы (методики, знания, людей, которые склонны и способны помочь) и подумать, как ими можно воспользоваться.
Ценность и привлекательность успеха в определенной деятельности — еще один важный фактор, который определяет мотивацию достижения (стремление к успеху). Мотивация достижения и поведение, направленное на достижение, в значительной степени зависят от сферы деятельности, от привлекательности деятельности и от ценности успеха в этой конкретной деятельности.
Ученик может быть настойчивым на уроках математики (ценность успеха по математике высокая) и безразличным к успехам по истории (ценность успеха по истории низкая). Важно определить следующее:
— Каково значение математики для вашей будущей работы?
— Насколько важным в вашей работе является владение историей?
Приведенные выше вопросы помогают оценить значимость успеха в той или иной сфере. От того, какое значение человек придает достижениям в определенной области, зависит не только выбор дальнейших занятий, но и мотивация достижения в той сфере (насколько интенсивно человек будет работать ради достижения успеха в данной области).
Важно подчеркнуть положения организации нравственного образования:
- человек - высшая ценность и его детство как непреходящий, самоценный период жизни;
- необходимо изучать природу ребенка, его индивидуальность, признании того, что ребенок есть самостоятельная личность, имеющая права и обязанности и поэтому требующая уважения своих интересов;
- освобождение детей от запретов, которое позволяет молодому человеку проявлять индивидуальность, развивает опыт общения, дает свободу действия, при которой ребенок испытывает все последствия своих поступков;
- признание ребенка активным субъектом процесса образования, актуализирующим свою человеческую сущность и способность к самопознанию, саморазвитию, самоопределению в мире;
- предъявление высоких требований к личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества.
Мой учитель истории подчеркивает, что в общем и целом, мы сознательно стремимся к тому, что, предположительно, можно реально достичь. Он всегда говорил нам, что нужно ставить пред собой реальные цели и делать всё возможное для их достижения, будь это игра, учёба или работа. Знание истории необходимо нам для понимания современности и использования ее уроков в практической деятельности. И с этой целью надо показывать учащимся значимость каждого изучаемого события и явления, последовательно опираться на актуализацию их жизненного опыта, социальную практику. Учебник истории должен включать, особенно в старших классах, большое количество документов, интегрированных в текст параграфа, избегать предварительных оценочных суждений, давая возможность учащимся под руководством учителя прийти к необходимым выводам на основе анализа источников. Учитель истории задавал сочинения на тему "Моя родословная", задания, например, записать рассказы членов семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне, чтобы мы максимально использовали естественную человеческую потребность узнать свои корни. Я считаю, что учитель, таким образом, актуализировал социальные мотивы. Организовывая учебно-познавательную деятельность учащихся, с опорой на их потребности, интересы, стремления и желания, активность и самостоятельность, отбирая яркую, образную, личностно значимую информацию, создавая психологический комфорт, учитывая стили преподавания, общения и учения, учителю удавалось решить задачи по развитию положительной мотивации как функции личности, обеспечивающей постоянный источник человеческой энергии для практической деятельности. В результате учебной деятельности, конкретно на уроках истории наш класс достиг многих успехов. Больше половины моих одноклассников поступило в ВУЗы, из них 10 человек захотели продолжать освоение гуманитарных наук. Две моих одноклассницы поступили в педагогический колледж по специальности учитель истории и обществознания. Благодаря нашему учителю мы стали настоящими патриотами своего государства, к примеру, мой одноклассник поступил в военную академию, он хочет стать защитником нашей страны. Учитель развил в нас любовь к своей малой Родине, всегда, когда я уезжаю в Новосибирск, меня тянет в наш небольшой городок. Нам интересно продолжать изучать историю, открывать что-то новое для себя. Мой друг, к примеру, занялся составлением своего родословного древа, он очень хочет узнать, откуда пошли корни его фамилии.
Материалы по педагогике:
Средства и методы коррекции нарушений осанки
По данным НИИ у 40-80 % подростков, на сегодняшний день, выявлено нарушение осанки. Между нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет общей границы. На осанку негативно влияют неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические о ...
Классификация педагогических технологий
В специальной литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий — В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, ВТ. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. Ниже приводится краткое описание классиф ...
Психолого-педагогическая характеристика детей контрольной и экспериментальной
групп
Эксперимент проводился на базе ГБДОУ «Детский сад №67» и ГДОУ «Детский сад № 35» Московского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до 6 лет 7 месяцев: 10 детей экспериментальной группы с тяжелым нарушением речи – общим недоразвити ...