1. Высказывания творческого характера: рассказывание по впечатлениям или воспоминаниям; рассказывание по данному началу, середине или концу, рассказывание о своих наблюдениях в природе, во время экскурсии.
2. Выразительное чтение художественного текста:
а) чтение небольших произведений с самостоятельной предварительной подготовкой
б) чтение отрывков из художественного произведения, подготовленного по своему выбору или указанию учителя;
в) рассказа или отрывка «в лицах» (после анализа произведения);
г) чтение произведений различных жанров (басни, сказки, лирического стихотворения, рассказа) с предварительной самостоятельной подготовкой.
3. Высказывание в виде передачи прочитанного текста:
а) подробная или краткая передача содержания услышанного или прочитанного;
б) передача рассказа или сказки с изменением лица рассказчика;
в) словесное рисование картины из прочитанного произведения;
г) рассказ по содержанию иллюстрации;
д) драматизация и инсценирование рассказа или сказки.
Общий принцип проведения таких упражнений – вызвать интерес к предмету сообщения, создать речевую ситуацию непринужденного общения и предоставить детям решать речевые задачи самостоятельно, укрепляя умение держаться заданной темы, говорить выразительно, то есть с соблюдением соответствующей интонации. Материал для упражнений обеспечивается учебниками и книгами для чтения. Часть учащихся нуждается в дополнительных индивидуальных упражнениях. Дидактический материал для них составляет учитель. Для упражнений индивидуализированного характера в постановке правильный словесных ударений можно применять карточки с заданиями. (Приложение)
Остановимся на основных методах и приемах обучения выразительному чтению и рассмотрим их более подробно.
Показ.
На первоначальной стадии обучения показ – наиболее эффективный метод работы. Его смысл сформулирован в народной пословице: «Что надо – укажи, как надо – покажи». К использованию данного метода многие учителя и методисты относились отрицательно, так как отождествляли его с методом обучения «с голоса», который основан на принципе: «Послушай и постарайся прочесть, как я читаю». По мнению Б.А. Буяльского, «обучение с голоса – ошибочный прием, поскольку он основывается на требовании механического повторения интонаций учителя, освобождая ученика от необходимости чувствовать и мыслить». Применение показа требует учитывать степень способности, развития восприимчивости ученика. Цель показа состоит не в том, чтобы навязывать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства. Показ основывается на образцовом чтении учителя. Говоря об исполнении учителем того или иного произведения, Е.В. Язовицкий отмечал, что учитель должен твердо помнить, что он является прежде всего чтецом, рассказчиком, а не актером, что главная его задача заключается в том, чтобы поделиться с учащимися теми мыслями и впечатлениями, которые возникли у него в процессе работы над текстом…».
Как показывает опыт, при организации первичного восприятия текста учащиеся лучше воспринимают исполнение учителя, пусть даже и несовершенное.
Материалы по педагогике:
Принципы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
семейный воспитание ребенок Как известно, принципы воспитания - это наиболее общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. В условиях семьи они отражают специфику воспитательного взаимодействия родителей и детей и в от ...
Использование пластико-ритмической гимнастики в
воспитании детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В специальной литературе отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности ее развития. В связи с этим авторы подчеркивают необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с р ...
Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи
Половая идентификация – процесс осознания и переживания индивидом своей половой принадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных и психологических особенностей своего пола. Половая идентичность – осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности. Социально-п ...