Обычно после выделения из контекста образной картины, созданной писателем, словесное рисование проходит примерно по таким вопросам: «Что нарисуем на первом плане? Почему? Как оба этом сказано у автора? Что нужно изобразить неподалеку? Какие слова помогают нам это увидеть? Что мы еще не нарисовали?» Потом дети подбирают цветовое решение, особое внимание уделяя общему колориту картины, выражающему эстетические переживания писателя. Очень важным, как считает О.В. Кубасова, является постоянное внимание к авторскому языку, особенно к эпитетам.
Используя данный прием, учитель сам должен быть готовым ярко обрисовать картину, на которую иногда только намекается в тексте.
Со словесным рисованием некоторые сходства имеет и другой вид работы – составление диафильма.
Диафильм – это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, а каждый рисунок снабжен титрами (подписями).
О.В. Кубасова предлагает следующий порядок работы по составлению диафильма.
1. Прочитать текст (или заданный отрывок из него), определить общий характер будущего диафильма.
2. Разделить текст на части (картинки, кадры).
3. Выделить в первой части «главные» предложения (для титров).
4. Представить себе мысленно картинку к первой части текста.
5. Устно «нарисовать» картинку к первому кадру.
6. Графически изобразить кадр (выполняется по желанию, не на уроке).
7. На основании выделенных в тексте предложений сделать титры к кадру (устно или письменно).
8. Проверить соответствие рисунка и титров.
9. Проделать аналогичную работу с каждой частью рисунка.
Если в тексте имеются диалоги, то можно использовать прием озвучивания кадров.
Наводящие вопросы.
К какому бы приему ни прибегал учитель на уроке, он применяет метод беседы, помня, что она должна быть живой и непринужденной. В такой беседе спрашивает не только учитель, но и ученики, а отвечают не только ученики, но и учитель. Своими вопросами учитель реагирует на ошибки детей в чтении, например: «А нужна ли здесь пауза? Какая? Какое слово в этой фразе необходимо выделить логическим ударением? Какое чувство вызывает эта фраза? Почему?».
Конечно, учитель прибегает к беседе не только в случаях, когда учащимся допускаются ошибки в чтении. К беседе, связанной с обучением выразительному чтению, учитель может переходить сразу после образцового чтения текста. В таком случае методист Б.А. Буяльский предлагает продумать и заготовить систему вопросов, которые располагаются приблизительно в таком порядке.
вопросы, помогающие понять смысл читаемого текста
вопросы, побуждающие представить нарисованную автором картину;
вопросы, помогающие определить отношение автора к изображаемому им, его чувства, настроения;
вопросы, цель которых – выяснить отношение учащихся к произведению;
вопросы, подталкивающие детей к поиску лучших интонационных вариантов для отражения чувств, мыслей, намерений автора, а также своих личных переживаний, вызванных произведением.
Хоровое чтение.
Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.
Материалы по педагогике:
Методические обоснование формирования бережного отношения к живому
Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример ...
Учебный план и программы обучения
Реформа высшего образования, направленная на коренное улучшение качества подготовки специалистов, обусловливает необходимость разработки новых квалификационных требований к выпускникам высших учебных заведений. В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации "Об образовании"обязательны ...
Анализ методической литературы по проблеме использования дидактической игры
в ознакомлении старших дошкольников с сезонными изменениями в природе
Дидактические игры, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста, используются давно. Сегодня нет ни одного дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении без дидактической игры того или иного характера. Очень много методических пособий посвящено дидактическим играм. Но анализ мето ...