Подготовку к чтению в лицах Б.А. Буяльский, например, предлагает проводит в такой последовательности.
1. Краткая беседа, помогающая детям выполнить либо уточнить особенности характера и речи героев.
2. Дополнения учителя к высказываниям школьников о характерах героев и напоминание о том, что исполнитель роли перевоплощается в образ-персонаж и в процессе исполнения обращается уже не к слушателям, а к партерам.
3. Выборочное чтение учениками отдельных наиболее трудных фраз (если это необходимо).
4. Поправки учителя к этому чтению (если необходимо).
5. Самостоятельная подготовка учащихся к чтению в лицах (начитывание текста глазами или вполголоса).
6. Ответы учителя на вопросы, которые могут возникать у детей в процессе подготовки.
7. Отбор исполнителей, который можно организовать либо по принципу учета наклонностей учащихся (кому какая роль больше подходит), либо по принципу: каждый ряд или вариант готовится к исполнению определенной роли.
На начальном этапе обучения выразительному чтению учитель, естественно, должен дать образец интонационного анализа, пользуясь памяткой:
Правильность чтения с точки зрения грамматики и орфоэпии. дикция.
Правильная расстановка ударений.
Верность соблюдения длительности пауз.
Выбор точного темпа чтения.
Соблюдение мелодики чтения, то есть движения тона по звукам разной высоты (повышение и понижение голоса).
Верность выбора силы голоса.
Эмоциональность прочтения.
Выражение отношения чтеца к читаемому.
При этому учитель может облегчать задания, предлагая одной части класса делать замечания по произношению, другой – в смысловых оттенках, третьей – в отражении чувств, и обмениваться этими заданиями, чтобы избежать однообразия в работе класса.
Необходимо создавать условия, при которых каждый учащийся внимательно следит за чтением учеников. Учителю самому следует постоянно с карандашом в руке следить за чтением учеников, исправлять, направлять и поощрять их; говорить сначала о достоинствах, даже если они незначительны, а потому о недостатках; объяснять, почему ему нравится или не нравится чтение ученика. Учитель и ученики, поправляя других, должны заботиться о том, чтобы замечания были конкретными, обоснованными и доброжелательными.
Чтению по ролям, как одной и форм драматизации (инсценирования), придает большое значение О.В. Кубасова. «Существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно, все более усложняя из с учетом возрастных возможностей детей и целей урока». Назовем основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:
анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»;
подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений);
чтение по ролям;
драматизация развернутой формы.
Среди существующих приемов и методов обучения выразительному чтению также можно выделить художественное (выразительное) чтение прозы и художественное рассказывание.
Материалы по педагогике:
Техника организации личного труда
Понятие «техника личного труда» включает в себя совокупность средств, орудий труда, а также простых, но совершенных приспособлений, автоматизированных приемов, применяемых в процессе педагогической деятельности и способствующих повышению ее эффективности. Основное назначение техники личного труда п ...
Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со
стертой дизартрией
Обследование детей с дизартрией строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и его возраста. Чем младше ребенок, чем ниже общий уровень его речевого развития, тем больше ...
Система работы по коррекции речевых нарушений с использованием произведений
детского фольклора
Цель формирующего эксперимента: определить условия использования произведений детского фольклора в логопедической работе с детьми по коррекции нарушенного звукопроизношения. В зависимости от уровня сформированности навыков звукопроизношения нами были определены основные дифференцированные направлен ...