Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения

Материалы о педагогике » Условия и приемы обучения выразительному чтению » Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения

Страница 7

Подготовку к чтению в лицах Б.А. Буяльский, например, предлагает проводит в такой последовательности.

1. Краткая беседа, помогающая детям выполнить либо уточнить особенности характера и речи героев.

2. Дополнения учителя к высказываниям школьников о характерах героев и напоминание о том, что исполнитель роли перевоплощается в образ-персонаж и в процессе исполнения обращается уже не к слушателям, а к партерам.

3. Выборочное чтение учениками отдельных наиболее трудных фраз (если это необходимо).

4. Поправки учителя к этому чтению (если необходимо).

5. Самостоятельная подготовка учащихся к чтению в лицах (начитывание текста глазами или вполголоса).

6. Ответы учителя на вопросы, которые могут возникать у детей в процессе подготовки.

7. Отбор исполнителей, который можно организовать либо по принципу учета наклонностей учащихся (кому какая роль больше подходит), либо по принципу: каждый ряд или вариант готовится к исполнению определенной роли.

На начальном этапе обучения выразительному чтению учитель, естественно, должен дать образец интонационного анализа, пользуясь памяткой:

Правильность чтения с точки зрения грамматики и орфоэпии. дикция.

Правильная расстановка ударений.

Верность соблюдения длительности пауз.

Выбор точного темпа чтения.

Соблюдение мелодики чтения, то есть движения тона по звукам разной высоты (повышение и понижение голоса).

Верность выбора силы голоса.

Эмоциональность прочтения.

Выражение отношения чтеца к читаемому.

При этому учитель может облегчать задания, предлагая одной части класса делать замечания по произношению, другой – в смысловых оттенках, третьей – в отражении чувств, и обмениваться этими заданиями, чтобы избежать однообразия в работе класса.

Необходимо создавать условия, при которых каждый учащийся внимательно следит за чтением учеников. Учителю самому следует постоянно с карандашом в руке следить за чтением учеников, исправлять, направлять и поощрять их; говорить сначала о достоинствах, даже если они незначительны, а потому о недостатках; объяснять, почему ему нравится или не нравится чтение ученика. Учитель и ученики, поправляя других, должны заботиться о том, чтобы замечания были конкретными, обоснованными и доброжелательными.

Чтению по ролям, как одной и форм драматизации (инсценирования), придает большое значение О.В. Кубасова. «Существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно, все более усложняя из с учетом возрастных возможностей детей и целей урока». Назовем основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»;

подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений);

чтение по ролям;

драматизация развернутой формы.

Среди существующих приемов и методов обучения выразительному чтению также можно выделить художественное (выразительное) чтение прозы и художественное рассказывание.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Контрольное обследование умственных способностей дошкольников
После первоначального обследования и проведения дидактических игр проведена повторная диагностика дошкольников. Брались те же диагностики: «10 картинок», «самое не похожее», и «расставь точечки». В этой методике у детей повысился объем внимания: Фамилия, имя ребенка Карточки Общая оценка 1 2 3 4 5 ...

Создание и развитие системы начального музыкального образования
Принципиально новые задачи в области обучения и просвещения, возникшие после Октябрьской революции, и коренные изменения в системе общего образования, в направленности и методах обучения и воспитания сказались, естественно, на работе музыкальной школы. В полной мере открыть доступ трудящимся к музы ...

Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки
Письменная речь - особая форма коммуникации с помощью системы письменных знаков, это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие "письменная речь" входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Но останов ...

Навигация