Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения

Материалы о педагогике » Условия и приемы обучения выразительному чтению » Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения

Страница 4

4. Слитное произнесение обозначается дугой ∩ над словами.

5. Мелодика: подъем (повышение голоса) – стрелкой вверх над ударной гласной слова ( ); понижение голоса – ( ); монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами.

6. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т.п.

Кроме данных знаков, Б.А.Буяльский выделял и другие, используемые при разметке стихотворных, так и прозаических произведений. (Приложение).

Разметив с учениками трудные места текста партитурными знаками, учитель добивается уменьшения количества логических ошибок в чтении детей.

Прием сопоставления.

Данный прием побуждает к обсуждения, оценке, предупреждает от формального копирования, подражательства. Б.А.Буяльский выделяет следующие его разновидности:

1. Сопоставление исполнения учащегося с исполнение учителя, когда после показа учителя читает ученик.

2. Сопоставление особенностей исполнения двух и более учащихся.

3. Сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя. К тому приему советует прибегать М.А.Рыбникова, чтобы вызвать учащихся на разговор о том, как надо читать и почему так.

Устное рисование (словесное рисование).

Эффективным средством, стимулирующим развитие творческого воображения, обогащающим внутренними видениями, является устное описание картин, которые возникают или должны возникать в воображении читателя, воспринимающего художественное произведение. К сожалению, в процессе обучения выразительному чтению к этому приему прибегают редко.

Работу следует начинать не с создания детьми собственных словесных рисунков, а с анализа книжных иллюстраций, картин. Часть учитель организует сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае О. Кубасова предлагает следующие задания:

подобрать рисунок (картину) к тексту;

найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана;

сравнить рисунок (картину) и фрагмент текста;

сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.

Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы застыли, словно на фотографии.

На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.

Выделяется эпизод для словесного рисования.

«Рисуется место, где происходит событие.

Изображаются действующие лица.

Добавляются необходимые детали.

«Раскрашивается» контурный рисунок.

Усложнение работы возможно, во-первых, за счет того, что «раскрашивание» будет проводиться попутно с «рисованием», во-вторых, в переходе от коллективных работ к индивидуальным, когда ученик предлагает один элемент иллюстрации, остальные при необходимости корректируют.

Словесное рисование пейзажный иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическими произведениями данный прием следует применять предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до детали, нельзя конкретизировать поэтические образы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Обзор основной методической литературы по теме исследования
В методических пособиях, программах, изучение раздела «Портретная живопись на уроках МКХ» проводится в контексте изучения других видов живописи. В некоторых программах, изучению портретной живописи не уделено должное внимание. Например, в программе Б.Н. Неменского предполагается, что знакомство с ж ...

Создание и развитие системы начального музыкального образования в г.Белгороде
С малых лет следует приучать ребенка усваивать красоту звука. Ребенок должен слушать прекрасную музыку и пение, его необходимо приобщать к музыкальной культуре, чтобы музыка стала его эстетической потребностью. Но сейчас музыка звучит разная, очень много музыки некачественной. Разобраться в ней пом ...

Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов
Контрольный эксперимент был проведен с 17 марта 2010 года по 31 марта 2010 года. На основании проведенной коррекционной работы с экспериментальной группой были получены следующие результаты. В процессе обучения были отмечены показатели роста мотивации детей к логопедическим занятиям. Прежде всего, ...

Навигация