4. Слитное произнесение обозначается дугой ∩ над словами.
5. Мелодика: подъем (повышение голоса) – стрелкой вверх над ударной гласной слова ( ); понижение голоса – ( ); монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами.
6. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т.п.
Кроме данных знаков, Б.А.Буяльский выделял и другие, используемые при разметке стихотворных, так и прозаических произведений. (Приложение).
Разметив с учениками трудные места текста партитурными знаками, учитель добивается уменьшения количества логических ошибок в чтении детей.
Прием сопоставления.
Данный прием побуждает к обсуждения, оценке, предупреждает от формального копирования, подражательства. Б.А.Буяльский выделяет следующие его разновидности:
1. Сопоставление исполнения учащегося с исполнение учителя, когда после показа учителя читает ученик.
2. Сопоставление особенностей исполнения двух и более учащихся.
3. Сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя. К тому приему советует прибегать М.А.Рыбникова, чтобы вызвать учащихся на разговор о том, как надо читать и почему так.
Устное рисование (словесное рисование).
Эффективным средством, стимулирующим развитие творческого воображения, обогащающим внутренними видениями, является устное описание картин, которые возникают или должны возникать в воображении читателя, воспринимающего художественное произведение. К сожалению, в процессе обучения выразительному чтению к этому приему прибегают редко.
Работу следует начинать не с создания детьми собственных словесных рисунков, а с анализа книжных иллюстраций, картин. Часть учитель организует сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае О. Кубасова предлагает следующие задания:
подобрать рисунок (картину) к тексту;
найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана;
сравнить рисунок (картину) и фрагмент текста;
сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.
Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы застыли, словно на фотографии.
На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.
Выделяется эпизод для словесного рисования.
«Рисуется место, где происходит событие.
Изображаются действующие лица.
Добавляются необходимые детали.
«Раскрашивается» контурный рисунок.
Усложнение работы возможно, во-первых, за счет того, что «раскрашивание» будет проводиться попутно с «рисованием», во-вторых, в переходе от коллективных работ к индивидуальным, когда ученик предлагает один элемент иллюстрации, остальные при необходимости корректируют.
Словесное рисование пейзажный иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическими произведениями данный прием следует применять предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до детали, нельзя конкретизировать поэтические образы.
Материалы по педагогике:
Лексикология как лингводидактическая основа методики
работы над словом
Слово - важнейшая единица языка. Словами и их значениями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов (и их сочетаний), выстроенных в определённой последовательности в соответствии с замыслом и связанных между ...
Закаливание в семье
Обязательным элементом физического воспитания в семье, имеющим большое значение для укрепления здоровья, повышения работоспособности и сопротивляемости инфекции, является закаливание. Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих ч ...
Цели и принципы поведенческой коррекции
Поведенческая коррекция признаётся одной из наиболее адекватных и^ эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная чёткость и относительная простота методов. Он непосредств ...