Языковая способность человека понимающего - одна из сторон психического феномена, обеспечивающего успешное речевое общение, в том числе через письменную форму. Чтение (слушание и сопровождающие их понимание) осмысления произведения поэтического искусства являются специфическими видами речевой и речемыслительной деятельности. Овладение ими неразрывно связано с совершенствованием языковой способности и, в частности, её творческого компонента.
Т.П. Сальникова утверждает, что « .выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст - это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. При обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношения автора к действующим лицам, а также, собственное отношение учащихся к событиям о которых рассказывается».
Динамика понимания ребёнком смысла чужой речи рассматривается в широком смысле как фактор социализации личности, а динамика понимания смысла художественного текста - как показатель роста читательской самостоятельности. Благодаря их реализации происходит самосознание и самоопределение младшего школьника как личности. В идеале полнота, глубина, цельность и эстетичность понимания характеризуется как сам процесс освоения произведения искусства слова, так и его результат.
Понимание чужой мысли, высказанной в поэтической форме, «протекает» в условиях особого, «деятельного» состояния. «Чувство оценивающей активности», которое, по М.М. Бактину, владеет автором, порождающим, к примеру, метафору или сравнение, может передаваться читателю. Опираясь на научные исследования лингвистов, литературоведов, психологов, психолингвистов, психофизиологов, в активности читателя можно отметить следующие действия.
Ритмомелодическая и звуковая сторона речи воздействует на чувственное восприятие и вызывает отклик на физиологическом уровне. Элементы, находящиеся в определённых позициях (например, в повторяющиеся отрезках речи; выделение логическим ударением или паузами; прочитанные тише или громче, быстрее или медленнее; рифмующиеся слова и др.) вызывают ассоциации. Внимающий поэту ребёнок должен находиться во власти художественной стихии, придающей мысли смыслотворческий характер.
М.Р. Львов считает, что учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения:
1) Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.
Демонстрация образца выразительного чтения имеет не одну цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, оно служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась не понятна читателю: подражая интонации, выражающей определённые чувства, ребёнок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения;
2) Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. Однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. Обучение выразительному чтению - сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работой над идеей произведения;
Материалы по педагогике:
Содержание и методика проведения дидактических игр с детьми старшего
дошкольного возраста по ознакомлению с сезонными изменениями в природе
Базисной программой " Пралеска" перед педагогами, организующими воспитательно-образовательный процесс в группе "Фантазеры" ставит следующие задачи. Прежде всего, это формирование представлений у детей о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаи ...
Развитие личности в младшем школьном возрасте
Социальное пространство ребёнка определяется значением и мыслительными обязанностями прав, которые осмысливаются в обыденной жизни. Ребёнок не знает прав, не может их отстаивать. Эмоциональное отношение – первое, что присваивает ребёнок от значимых взрослых, и это то, что может определить выбор его ...
Фopмиpoвaниe учeбнo-пoзнaвaтeльнoй кoмпeтeнтнocти oбучaющихcя пpи изучeнии
тeмы «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции»
В тeмe «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции» в шкoльнoм куpce инфopмaтики изучaютcя cлeдующиe вoпpocы: · хapaктepиcтики aппapaтных cpeдcтв; · cpeдa тeкcтoвoгo peдaктopa; · peжимы paбoты; · кoмaнды paбoты c тeкcтoвым peдaктopoм; · дaнныe, oбpaбaтывaeмыe тeкcтoвым peдaктopoм. Дaннaя тeмa являeтcя, кaк пpa ...