Опыт работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Опыт работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 1

Наше исследование проводилось на базе логопедической группы МДОУ "Детский сад № 40, ЦРР" г. Воскресенска Московской области с сентября 2006 по декабрь 2007 года. Детский сад имеет статус Центра развития ребенка, в его составе 11 групп. Все группы работают по программе Л.А.Венгера "Развитие". В детском саду широко развита сеть дополнительных образовательных услуг. С детьми проводятся занятия по ритмике, хореографии, акробатике, экологическому воспитанию, народознанию, синтезу искусств, художественному конструированию, выразительности движений, режиссерской игре, психокоррекции и релаксации, английскому языку и изобразительной деятельности.

Диагностическая работа

Эксперимент проводился в логопедической группе детей первого года обучения. В группе 9 мальчиков и 6 девочек, всего 15 детей. Все дети поступили в данную группу 1 сентября 2006 года из других групп этого же детского сада.

По результатам логопедического обследования дети экспериментальной группы разделились на 2 подгруппы: дети с логопедическим заключением ОНР III уровня (по классификации Р.Е.Левиной), куда вошло 13 детей, и двое детей имеют логопедическое заключение ОНР III уровня, осложненное дизартрическим компонентом, что выражается в дефектном произношении свистящих звуков из-за повышенного тонуса мышц языка.

В предварительной беседе с родителями мы выяснили, в какой семье воспитывается каждый ребенок, каково его речевое окружение, как занимаются родители воспитанием ребенка, что их беспокоит в его речевом развитии (плохое понимание речи, неумение пользоваться синтаксическими конструкциями, грамматическими формами, ошибки в звукопроизношении).

Также предварительно собраны анамнестические данные: сведения о состоянии физического слуха ребенка и интеллекта, данные о раннем речевом развитии (когда появились первые слова, предложения, развернутая фразовая речь).

Один из этапов исследования включал в себя выявление уровня сформированности навыков общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Для этого было проведено анкетирование воспитателей группы, беседы с родителями и воспитателями. Для изучения личностных особенностей детей и межличностных отношений в их семьях использовали проективные рисуночные тесты "Несуществующее животное", "Рисунок человека", "Рисунок семьи". В качестве методов исследования нами были использованы наблюдение, беседа, эксперимент.

Изучение особенностей родительско-детских отношений осуществлялось с помощью теста ОРО (А.Я.Варга, В.В.Столин) и опросник "Психологический тип родителя" (В.В.Ткачева).

Тест - опросник родительского отношения - ОРО (А.Я.Варга, В.В.Столин), дает возможность проанализировать отношение родителей к ребенку, определить тип воспитания и характер восприятия матерью своей роли в жизни ребенка не только качественно, но и количественно, благодаря наличию системы шкал. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.

Анкета "Психологический тип родителя" (В.В.Ткачева), позволяет в течение короткого времени установить психологический тип родителя без использования трудоемких, а иногда и недоступных методик (MMPI, УНП, Р.Кеттелл и др.). Содержание вопросов анкеты во многом воспроизводит содержание личностных опросников MMPI, УНР.

Анкетирование воспитателей группы позволило выявить уровень сформированности навыков общения детей со взрослыми и сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Понятие психологической готовности к обучению в школе и подходы к его определению в психолого-педагогической литературе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психолого-педагогической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются ...

Планирование в деятельности педагога
Тематическое планирование учебного материала. В традиционной дидактике принято различать 2 этапа в подготовке учителя к уроку- предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени содержания учебного ма ...

Современное понятие содержания образования, его цели и задачи
Образование во все времена было и остается соразмерным процессу исторического развития человеческого сообщества. Осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена было и остается основным компонентом образовательного процесса - объективным требованием времени. Изуч ...

Навигация