Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы встречаются редко. К счастью человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе люди научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения развития творческих способностей люди научатся, и выращивать таланты». Недаром во всех развитых странах мира идут научные и практические поиски в этом направлении. И результат этот будет удивительным.
Биологи считают, что среди пятнадцати миллиардов клеток головного мозга активно работают 3-5%. Психологи также признают, что человеческий мозг имеет в себе огромную, пока не используемую избыточность природных возможностей и, что гениальность – это не отклонение, не аномалия человеческого ума, как склонны считать некоторые, а наоборот высшая полнота его проявления, обнажения природных возможностей.
Оказывается природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности.
Таким образом, творческие способности надо развивать с новорожденности. Когда стали учить новорожденных плавать, естественно думали, не об умственном, а физическом их развитии. И младенцы поплыли, восьмимесячный мог нырять на дно бассейна за игрушкой, девять минут пробыть в воде без помощи старших. Но, что неожиданно юные пловцы оказались интеллектуально развитыми выше среднего.
Наблюдая за своими детьми, Никитины решили, что точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст три года.
Значит, первые годы жизни ребёнка – самые умные для его будущего и надо как можно полнее использовать их.
Родители считают, что придёт время, – научится всему. В действительности это далеко не так, как правило, научиться читать 3-4 летнему ребёнку намного легче, чем 6-7 летнему и делает он это, играючи и с удовольствием, а у старших процесс обучения чтению идёт гораздо труднее. А как ребёнок овладевает родной речью?
Если малыш слушает речь взрослых с рождения, то он около года начинает произносить первые слова, а от двух до пяти (по утверждению К. И. Чуковского) ребёнок – гениальный лингвист. Но что относится только к нормально развивающимся детям. По утверждениям Никитина развитие ребёнка надо начинать как можно раньше, вот почему первые годы жизни самое благоприятное время.
Итак, первое условие успешного развития творческих способностей – ранее начало, например, никто не задумывается, когда учат ребёнка разговаривать. С ним просто разговаривают со дня его рождения. То есть условия для овладения речью были обеспечены заранее, они опережали развитие речи. То есть нужно самим родителям предлагать своим детям с младенчества благоприятные условия для развития.
Второе, чрезвычайно важное условие – условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Это условие осуществляется, тогда, когда ребёнок уже ползает, но ещё не говорит. В это время малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие для него новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения.
Третье, важное условие: ребёнку нужно предоставить большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел. Это представленная свобода не только не исключает, а наоборот предполагает ненавязчивую, умную помощь взрослых – вот последнее (четвёртое) условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь заключается в том, чтобы не превратить свободы в безнаказанность, а помощь в подсказки. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать; думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространённая форма, помощи детям, но они только вредят.
Материалы по педагогике:
Методические рекомендации по устранению дисграфии
на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется на письме в пропусках согласных букв при их стечении, пропусках гласных букв, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании слов и их разрывах. Наиболее сложная форма языкового а ...
Меры материальной и социальной помощи, возможные в рамках
деятельности родительского комитета на современном этапе деятельности средней
школы
Материальная и социальная помощь – это огромная ответственность, и несомненно, что родители, состоящие в родительском комитете, должны быть честными и ответственными, чтобы вовремя оказывать материальную и социальную помощь семьям учащихся и самим школьникам. Говоря о материальной помощи, напомним ...
Организация и методы экспериментального исследования
На современном этапе применение концепции коммуникативного обучения иностранным языкам является наиболее актуальной. Современные перспективы развития экономики и социальной сферы ставят на первый план формирование у учащихся и выпускников творческого и системного мышления, языковой и коммуникативно ...