Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

Страница 2

Урок музыки в начальной школе сам по себе близок другим урокам эстетического цикла – изобразительной деятельности, трудового воспитания и литературы. Виды искусства многочисленны, границы между ними гибки и подвижны. В полном объёме художественная картина мира не может быть дана средствами какого-нибудь одного из них. Поэтому учитель использует средства выразительности различных видов искусств, не механически их объединяя, а представляя особый сплав, синтез искусств, способный оказать на личность многостороннее эмоциональное воздействие.

Интеграция искусств в образовательный процесс дисциплин художественного цикла открывает новые пути гуманизации и гуманитаризации современного образования, духовного воспитания школьников. «Гуманизация – это признание ценностей человеческой личности, а гуманитаризация – это интерес к природе человека, его бытию, сознанию». Синтез искусств является той культурной средой, которая и создаёт почву для художественно-эстетического развития личности.

«С первых дней обучения ребёнка в школе, музыка должна войти в его мир как часть духовной культуры человечества, соединённая тысячами нитей с литературой, изобразительным искусством, театром, пластикой, где понятие художественного образа целостно, или целостно восприятие ребёнком окружающего мира, того мира, в котором всё одушевлённо и имеет свой язык, обращённый к чувствам, разуму, душе и сердцу человека» .

По-новому осмыслить проблему развития творческих способностей детей, объединить знания и навыки художественной деятельности через художественную культуру посредством музыки позволяет интегративный принцип взаимодействия искусств в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе. Интеграционный подход к решению проблемы формирования и развития художественно-творческих способностей даёт несомненные преимущества в становлении духовно-эстетического, творческого потенциала личности в условиях современной социокультурной среды. Во-первых, потому, что интеграционность в изучении основ искусства для детей младшего и среднего школьного возраста органична, естественна, что подтверждается фундаментальными исследованиями учёных-психологов, искусствоведов, педагогов. Во-вторых, интерес представляет возможность разработки научно-педагогической системы формирования творческих способностей учащихся в условиях взаимодействия музыки, литературы, изобразительного искусства, пластического интонирования и театрализации.

Проблема интегративного подхода к преподаванию музыки в школе определилась потребностями практики в организации учебно-воспитательного процесса становления творческих способностей учащихся в определении места и значения интегративного урока в художественно-эстетическом образовании, в необходимости создания технологии интеграционного процесса в этой сфере, определении содержания, форм и методов художественной деятельности школьников. Принцип взаимодействия искусств позволяет по-новому подойти к проблеме синтеза искусств на уроке музыки.

Категория музыкальности выделяется как универсальная в контексте синтеза искусств и осознается как творческое явление, многомерное, связанное с многоуровневой природой самой музыки, как особого рода духовная потребность, неразрывно связанная с музыкальной и в целом художественной культурой. Отсюда и разноплановые уровни осмысления категории «интеграция»:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Формирование культуры делового общения посредством работы в системе Интернет
Различные дидактические аспекты проблемы компьютеризации обучения разрабатывались в нашей стране Б.С. Гершунским, И.О. Логвиновым, В.С. Леднёвым, В.В. Рубцовым, А.Я. Савельевым, Н.Ф. Талызиной, и др. Но в работах вышеперечисленных авторов практически не затрагивались возможности включения в процесс ...

Педагогические требования к семейному воспитанию детей старшего школьного возраста
В специальной литературе находит отражение целый ряд педагогических требований, реализация которых целесообразна в воспитательном взаимодействии родителей и детей. От принципов они отличаются не столько научной обоснованностью, сколько жизненной востребованностью. Рассмотрим некоторые из них. Приор ...

Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, проявляющих к изучению математики повышенный интерес и способности
Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по математике - занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям: 1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям. 2. Расширение и углубление знаний уча ...

Навигация