Урок музыки в начальной школе сам по себе близок другим урокам эстетического цикла – изобразительной деятельности, трудового воспитания и литературы. Виды искусства многочисленны, границы между ними гибки и подвижны. В полном объёме художественная картина мира не может быть дана средствами какого-нибудь одного из них. Поэтому учитель использует средства выразительности различных видов искусств, не механически их объединяя, а представляя особый сплав, синтез искусств, способный оказать на личность многостороннее эмоциональное воздействие.
Интеграция искусств в образовательный процесс дисциплин художественного цикла открывает новые пути гуманизации и гуманитаризации современного образования, духовного воспитания школьников. «Гуманизация – это признание ценностей человеческой личности, а гуманитаризация – это интерес к природе человека, его бытию, сознанию». Синтез искусств является той культурной средой, которая и создаёт почву для художественно-эстетического развития личности.
«С первых дней обучения ребёнка в школе, музыка должна войти в его мир как часть духовной культуры человечества, соединённая тысячами нитей с литературой, изобразительным искусством, театром, пластикой, где понятие художественного образа целостно, или целостно восприятие ребёнком окружающего мира, того мира, в котором всё одушевлённо и имеет свой язык, обращённый к чувствам, разуму, душе и сердцу человека» .
По-новому осмыслить проблему развития творческих способностей детей, объединить знания и навыки художественной деятельности через художественную культуру посредством музыки позволяет интегративный принцип взаимодействия искусств в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе. Интеграционный подход к решению проблемы формирования и развития художественно-творческих способностей даёт несомненные преимущества в становлении духовно-эстетического, творческого потенциала личности в условиях современной социокультурной среды. Во-первых, потому, что интеграционность в изучении основ искусства для детей младшего и среднего школьного возраста органична, естественна, что подтверждается фундаментальными исследованиями учёных-психологов, искусствоведов, педагогов. Во-вторых, интерес представляет возможность разработки научно-педагогической системы формирования творческих способностей учащихся в условиях взаимодействия музыки, литературы, изобразительного искусства, пластического интонирования и театрализации.
Проблема интегративного подхода к преподаванию музыки в школе определилась потребностями практики в организации учебно-воспитательного процесса становления творческих способностей учащихся в определении места и значения интегративного урока в художественно-эстетическом образовании, в необходимости создания технологии интеграционного процесса в этой сфере, определении содержания, форм и методов художественной деятельности школьников. Принцип взаимодействия искусств позволяет по-новому подойти к проблеме синтеза искусств на уроке музыки.
Категория музыкальности выделяется как универсальная в контексте синтеза искусств и осознается как творческое явление, многомерное, связанное с многоуровневой природой самой музыки, как особого рода духовная потребность, неразрывно связанная с музыкальной и в целом художественной культурой. Отсюда и разноплановые уровни осмысления категории «интеграция»:
Материалы по педагогике:
Воспитательная работа с учащимися начальных классов как
средство формирования у них познавательного интереса
В целостной системе школьного воспитания выделяются две главные подструктуры: дидактическая и воспитание в узком смысле. Каждая из них имеет свою специфику, учет которой становится стержневым условием формирования познавательного интереса как интегрального личностного образования. Ибо создание сист ...
Причины и условия отклоняющегося поведения подростков
Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять. Почему же возникают эти противоречия, что лежит в основе причин девиантного поведения ...
Принципы классификации электронных средств учебного
назначения
В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий для ВУЗов, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе: программно-методические (учебные планы и учебные программ ...