Взаимодействие различных видов искусства является наиболее органичным, естественным в синтетических по самой природе жанрах, таких как опера и балет. Ознакомление детей с этими жанрами на интегрированных уроках, а также последующее посещение музыкального театра является важнейшим средством развития музыкального восприятия, художественной культуры младшего школьника и его творческих способностей.
Таким образом, вовлекаясь в диалог между различными видами искусств посредством интеграции, младшие школьники более полно воспринимают музыкальные произведение. Они узнаю́т, что одна и та же художественная тема (сказочная, историческая, героическая) раскрывается различными художниками в соответствии с их мироощущением, разными «языками» (музыки, поэзии, живописи, танца). Это, в свою очередь, побуждает учащихся не только к анализу произведений искусства, что соответствует мыслительной операции, но и к творчеству – созданию собственной интерпретации текста, в чём бы она не выражалась: на уроках чтения – в слове поэзии и прозы, на уроках изобразительного искусства – в цвете рисунка, на уроках танца – в движении, на уроках музыки – в звуке.
Основываясь на результатах проделанной нами работы по изучению теоретического материала по заявленной теме, мы провели опытно-экспериментальную работу. В ходе этой работы мы включали в учебный процесс на уроках музыки в младших классах специальные задания с целью развития музыкального восприятия.
Базой нашего эксперимента явились 4 «А» (ЭГ) и 4 «Б» (КГ) классы СОШ № 10 г. Нефтеюганска. Эксперимент длился с сентября 2011 по май 2012 года. Всего в ходе эксперимента было задействовано 52 учащихся.
Целью
нашей опытно-экспериментальной работы явилось исследование процесса развития музыкального восприятия у младших школьников в условиях интеграции искусств.
Исходя из поставленной цели, нами определены задачиопытно-экспериментальной работы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития музыкального восприятия у младших школьников в условиях интеграции искусств;
2. Выявление факторов, положительно влияющих на развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств;
3. Разработка методики занятий, обеспечивающей эффективное развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств.
Опытно-экспериментальная работа состоит из двух этапов:
- констатирующего;
- формирующего.
В процессе работы нами использовались следующие методы:
- диагностика уровня музыкального восприятия;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- моделирование педагогических ситуаций в образовательном процессе;
- анализ и обработка результатов практической работы.
Материалы по педагогике:
Сущностная характеристика процесса обучения
выразительному чтению
Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...
Понятие выразительного чтения и техники речи
Умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения. Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительно чтение – это… первая и основная форма конкре ...
Из истории алгоритмов
Для того чтобы понять, почему алгоритмизация играет столь важную роль в процессе обучения и является эффективным средством обучения математике, обратимся к родовому понятию «алгоритм». Каждый раз как употребляется слово «алгоритм», мы произносим имя выдающегося средневекового учёного Мухамед ибн Му ...