Взаимодействие различных видов искусства является наиболее органичным, естественным в синтетических по самой природе жанрах, таких как опера и балет. Ознакомление детей с этими жанрами на интегрированных уроках, а также последующее посещение музыкального театра является важнейшим средством развития музыкального восприятия, художественной культуры младшего школьника и его творческих способностей.
Таким образом, вовлекаясь в диалог между различными видами искусств посредством интеграции, младшие школьники более полно воспринимают музыкальные произведение. Они узнаю́т, что одна и та же художественная тема (сказочная, историческая, героическая) раскрывается различными художниками в соответствии с их мироощущением, разными «языками» (музыки, поэзии, живописи, танца). Это, в свою очередь, побуждает учащихся не только к анализу произведений искусства, что соответствует мыслительной операции, но и к творчеству – созданию собственной интерпретации текста, в чём бы она не выражалась: на уроках чтения – в слове поэзии и прозы, на уроках изобразительного искусства – в цвете рисунка, на уроках танца – в движении, на уроках музыки – в звуке.
Основываясь на результатах проделанной нами работы по изучению теоретического материала по заявленной теме, мы провели опытно-экспериментальную работу. В ходе этой работы мы включали в учебный процесс на уроках музыки в младших классах специальные задания с целью развития музыкального восприятия.
Базой нашего эксперимента явились 4 «А» (ЭГ) и 4 «Б» (КГ) классы СОШ № 10 г. Нефтеюганска. Эксперимент длился с сентября 2011 по май 2012 года. Всего в ходе эксперимента было задействовано 52 учащихся.
Целью
нашей опытно-экспериментальной работы явилось исследование процесса развития музыкального восприятия у младших школьников в условиях интеграции искусств.
Исходя из поставленной цели, нами определены задачиопытно-экспериментальной работы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития музыкального восприятия у младших школьников в условиях интеграции искусств;
2. Выявление факторов, положительно влияющих на развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств;
3. Разработка методики занятий, обеспечивающей эффективное развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств.
Опытно-экспериментальная работа состоит из двух этапов:
- констатирующего;
- формирующего.
В процессе работы нами использовались следующие методы:
- диагностика уровня музыкального восприятия;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- моделирование педагогических ситуаций в образовательном процессе;
- анализ и обработка результатов практической работы.
Материалы по педагогике:
Методические обоснование формирования бережного отношения к живому
Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример ...
Влияние личности педагога на внеклассную деятельность младших школьников
Современный этап педагогической деятельности - это переход от информационно-объяснительной технологии к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, разви ...
Законы и принципы научной организации труда педагога
В НОТ выявлено три фундаментальных закона, которые проявляются в любой деятельности, в том числе и педагогической. Первый из них гласит: Максимальная экономия и эффективное использование времени. Время- как основная мера процесса труда – категория не только философская, социальная экономическая, но ...