Есть ли у преподавателя какая-либо возможность преодолеть негативизим относительно философии:
Во-первых, изменить способ преподавания философии. На мой взгляд, философия должна преимущественно преподаваться как систематический курс, где четко сформулирована проблематика, имеющая значение не только для науки прошлого, но и настоящего, а решения коренных мировоззренческих вопросов представлены в культурно-историческом контексте.
Во-вторых, необходимо приблизить философию к реальной жизни. Современный студент - с одной стороны, гражданин информационного общества, где происходит постоянный обмен информацией, где нет ничего постоянного и незыблемого, а с другой - общества потребления, нацеленного на утилитарное отношение к окружающим вещам и процессам. И философия должна им соответствовать.
Возможно, кто-то возразит, что нельзя низводить философию до утилитарного, потребительского уровня. Но существует академическая философия, философия, которой занимаются исследователи, ученые, которая направлена на решение коренных мировоззренческих вопросов. Пусть она и будет возвышенной и умозрительной. Философия, преподаваемая студентам, должна быть максимально им близка и понятна, она должна заинтересовывать и захватывать студентов своей проблематикой и ее современностью.
В-третьих, 18-19 лет - слишком рано для философии. И прав был М.К. Мамардашвили, утверждавший, что философия не является системой знания, что это личное переживание, что ее нужно постигать путем непосредственного общения с философом.
В системе ВУЗовского образования философия, на мой взгляд, должна преподаваться на старших курсах, дабы помочь оформить мышление, научиться четко, аргументировано и логически непротиворечиво выражать свои мысли, анализировать и обобщать результаты. Хотелось бы надеяться, что, изменив отношение к преподаванию философии, мы добьемся иного отношения к ней со стороны студентов. В идеале хотелось бы надеяться на появление интереса к философии как к основополагающей науке. С точки зрения реалий ВУЗовской жизни - попытаться преодолеть предвзятое негативное отношение к философии, поскольку философия, как говорит В.А. Лекторский, всегда была «высшей формой авторефлексии культуры, то есть предельных оснований познания». Именно поэтому важно не просто рассказать студентам философскую традицию, но и заинтересовать их предметом и проблематикой философского знания, помочь обнаружить его современность.
Нужно ли студенту изучать философию?
Философия - важнейший общеобразовательный предмет, и в принципе, нигде в мире это не подвергается сомнению. В этом смысле курс основ философии предполагает формирование самых общих представлений о философии и ее истории. Это то необходимое, что должен знать каждый культурный человек. Много лет работая преподавателем в вузе технического профиля и занимаясь именно философией и иными философскими дисциплинами, невольно и сам периодически задаешься вопросом - а нужна ли современному студенту философия? Может быть, стоит забыть о том, что говорили древние: жизнь и так быстротечна, не стоит забивать нашей молодежи голову «сказаниями старины глубокой».
Для того, чтобы разобраться самой в этом вопросе, а также и для того, чтобы частично понять, с каким контингентом студентов придется работать в семестре, я уже в течение ряда лет предлагаю своим студентам написать небольшое эссе на тему: что я понимаю под философией и надо ли ее изучать в ВУЗе. В последующем, после прочтения курса по философии, мы вновь частично возвращаемся к этой теме и уже в рамках беседы на общих практических занятиях пытаемся выяснить, так для чего же нужна философия и что она дает, если дает, конкретно данному студенту. Сохранив работы своих студентов ряда последних лет, я хотела бы поделиться некоторыми заметками и рассуждениями на эту тему.
Материалы по педагогике:
Младший школьник и его особенности отношения к живому
Младший школьный возврат - один из этапов развития человека, один из периодов детства, само название которого говорит о том, что он связан с обучение в начальной школе. В нашей стране название возраста «младший школьник» воспринимается как единство возможное для детей, которые по современным россий ...
Анализ программ по физической культуре
Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы строится на основе программы по физической культуре в соответствии с существующими требованиями. Программы составлены по возрастному принципу, а для профессиональных школ – с учетом будущей профессиональной деятельности. П ...
Структура профессионального общения в педагогическом процессе
Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, началь ...