Есть ли у преподавателя какая-либо возможность преодолеть негативизим относительно философии:
Во-первых, изменить способ преподавания философии. На мой взгляд, философия должна преимущественно преподаваться как систематический курс, где четко сформулирована проблематика, имеющая значение не только для науки прошлого, но и настоящего, а решения коренных мировоззренческих вопросов представлены в культурно-историческом контексте.
Во-вторых, необходимо приблизить философию к реальной жизни. Современный студент - с одной стороны, гражданин информационного общества, где происходит постоянный обмен информацией, где нет ничего постоянного и незыблемого, а с другой - общества потребления, нацеленного на утилитарное отношение к окружающим вещам и процессам. И философия должна им соответствовать.
Возможно, кто-то возразит, что нельзя низводить философию до утилитарного, потребительского уровня. Но существует академическая философия, философия, которой занимаются исследователи, ученые, которая направлена на решение коренных мировоззренческих вопросов. Пусть она и будет возвышенной и умозрительной. Философия, преподаваемая студентам, должна быть максимально им близка и понятна, она должна заинтересовывать и захватывать студентов своей проблематикой и ее современностью.
В-третьих, 18-19 лет - слишком рано для философии. И прав был М.К. Мамардашвили, утверждавший, что философия не является системой знания, что это личное переживание, что ее нужно постигать путем непосредственного общения с философом.
В системе ВУЗовского образования философия, на мой взгляд, должна преподаваться на старших курсах, дабы помочь оформить мышление, научиться четко, аргументировано и логически непротиворечиво выражать свои мысли, анализировать и обобщать результаты. Хотелось бы надеяться, что, изменив отношение к преподаванию философии, мы добьемся иного отношения к ней со стороны студентов. В идеале хотелось бы надеяться на появление интереса к философии как к основополагающей науке. С точки зрения реалий ВУЗовской жизни - попытаться преодолеть предвзятое негативное отношение к философии, поскольку философия, как говорит В.А. Лекторский, всегда была «высшей формой авторефлексии культуры, то есть предельных оснований познания». Именно поэтому важно не просто рассказать студентам философскую традицию, но и заинтересовать их предметом и проблематикой философского знания, помочь обнаружить его современность.
Нужно ли студенту изучать философию?
Философия - важнейший общеобразовательный предмет, и в принципе, нигде в мире это не подвергается сомнению. В этом смысле курс основ философии предполагает формирование самых общих представлений о философии и ее истории. Это то необходимое, что должен знать каждый культурный человек. Много лет работая преподавателем в вузе технического профиля и занимаясь именно философией и иными философскими дисциплинами, невольно и сам периодически задаешься вопросом - а нужна ли современному студенту философия? Может быть, стоит забыть о том, что говорили древние: жизнь и так быстротечна, не стоит забивать нашей молодежи голову «сказаниями старины глубокой».
Для того, чтобы разобраться самой в этом вопросе, а также и для того, чтобы частично понять, с каким контингентом студентов придется работать в семестре, я уже в течение ряда лет предлагаю своим студентам написать небольшое эссе на тему: что я понимаю под философией и надо ли ее изучать в ВУЗе. В последующем, после прочтения курса по философии, мы вновь частично возвращаемся к этой теме и уже в рамках беседы на общих практических занятиях пытаемся выяснить, так для чего же нужна философия и что она дает, если дает, конкретно данному студенту. Сохранив работы своих студентов ряда последних лет, я хотела бы поделиться некоторыми заметками и рассуждениями на эту тему.
Материалы по педагогике:
Технология воспитательной работы с коллективом класса
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Наиболее существенные и важные компоненты вос ...
Содержание изменения позиции педагога при осуществлении проектного метода
обучения
В ходе теоретического исследования нами были выделены следующее принципы, характеризующие деятельность педагога в проектном подходе: · Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками. · Принцип предоставления права ребенку на самостоятельное действие. Принцип стим ...
Экспериментальное изучение особенностей формирования диалогического
высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Экспериментальное исследование проводилось в апреле-мае 2008 учебного года на базе «Муниципальной средней общеобразовательной школы №3» г. Саранска. Дети участвующие в эксперименте имели заключение психолого-педагогической комиссии о наличие у них общего недоразвития речи III уровня по классификаци ...