Специфика философии как обязательного предмета ВУЗа

Материалы о педагогике » Специфика философии как обязательного предмета ВУЗа

Страница 5

Специфика философии как учебного предмета проявляется, в первую очередь, в том, что в философии не может быть, по определению, единой верной и правильной точки зрения (за исключением, разумеется, философии марксизма, которая была объявлена в бывшем СССР единственно правильным и верным учением, став официальной идеологией советского общества). Философские системы и учения могут иметь общие идеи, пересекаться в части каких -то концепций, теорий, но они никогда не включаются одна в одну как частный случай (часть) более общей теории. Так, например, механика Ньютона - частный случай квантовой механики и вывести и объяснить механику Ньютона из квантовой механики возможно, но не наоборот. А из философской системы Гегеля философская система Н. Бердяева не вытекает и не объясняется. Это две совершенно разные, но равноправные и независимо друг от друга существующие философские системы, как, впрочем, и все остальные философские системы. И ставить вопрос какая из них более верная (истинная) не только не корректно, но бессмысленно и глупо.

Специфика учебной дисциплины «философия» порождает как минимум две проблемы: проблему кадрового состава преподавателей философии и учебных программ, в соответствии с которыми ведется преподавание философии.

Первая проблема порождена весьма тревожной тенденцией, когда к преподаванию философии в вузе привлекаются люди, не имеющие специального базового образования. Сейчас вообще стало «модным» получать ученую степень именно по философии, не имея базового образования. В лучшем случае это может свидетельствовать о знании и понимании одной очень узкой, пусть даже очень важной и актуальной, проблемы в философии. И, опять же в лучшем случае, можно говорить о научных, исследовательских способностях данного соискателя. Но это не формирует системных знаний, системного видения и понимания философии и философских проблем. Мы полностью согласны с остроумным замечанием В.В. Миронова: «Как известно, можно окончить 10 философских факультетов и не стать философом, и наоборот .Преподаватель философии - это некая профессия, сопряженная с известными знаниями философских систем. Философ - это призвание.» К сожалению очень часто люди, не имеющие базового философского образования, хотя и имеющие ученую степень в области философии, не имеющие системных знаний в области философии, преподают в вузах учебную дисциплину «философия». Результат налицо - резкое снижение интереса к учебной дисциплине и, что самое обидное, пренебрежительное отношение к философии.

Вторая проблема заключается в том, что философия во всех вузах преподается согласно типовым министерским программам, которые могут отличаться лишь количеством часов выделенных на изучение философии и, соответственно, количеством тем определенных для изучения в рамках учебного курса «философия». В таких типовых программах не учитывается особый, мировоззренческий характер предмета философии, не учитывается функция философии как предельной рефлексии над основаниями культуры. А ведь эта рефлексия носит только и исключительно индивидуальный характер, не только для студента вуза, которому преподают философию, но и, что особенно важно и существенно, преподавателя, который преподает философию в вузе. И здесь мы полностью согласны с мнением В.В. Миронова: «Ошибочность системы преподавания философии в вузах связана с тем, что ее пытаются преподать как систему университетской философии, но в сжатые временные рамки. Результат неизбежно плачевен .Философию можно выучить и даже вызубрить как некую систему, которая по существу есть лишь одна из философских систем. Но это не тот путь. Для постижения философии предварительным условием должно стать пробуждение интереса или, если хотите, любви к ней. Вот тогда любые философские системы будут накладываться на ваши склонности. В философии всегда важна индивидуальность и не важно, как эта философская индивидуальность будет проявляться. Поэтому преподаватель философии должен преподавать то, что он хорошо знает и что он может ярко передать. Не имеет значения, будет это этика или онтология, эстетика или методология. Ведь все мы прекрасно знаем, что все проблемы мы можем, условно говоря, вывести из любой части обширного философского пространства. Вспомним хотя бы Лосева, который изложил всю историю философии и собственные философские взгляды в многотомном труде, который назывался "История эстетики". Иное дело уровень университетской (т.е. преподавание философии на философских факультетах - прим. наше) философии. Здесь наряду с вышеуказанными условиями необходима систематичность, даже некоторая оторванность от индивидуальности философов. Удивительно, что это не осознается чиновниками от образования. Ведь это можно было бы определенным образом закрепить даже законодательно. И тогда, может быть, от многих проблем мы бы ушли». Мы полностью разделяем позицию В.В. Миронова в этом вопросе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Педагогические технологии
Для успешного развития личности школьника в сфере физической культуры невозможно без широкого использования современных педагогических технологий в образовательном (воспитательном) процессе (ИКТ, проектные, исследовательские, развивающего обучения и др.). В процессе обучения учащихся и формирования ...

Способности: понятие, сущность, закономерности, классификация
Формирование теоретической и экспериментальной психологии способностей и психодиагностики может быть отнесено ко второй половине XIX в. Одним из основоположников эмпирического подхода к решению проблем способностей стал Ф. Гальтон. В качестве основных проблем психологии способностей изначально были ...

Анализ условий учебного процесса в традиционной общеобразовательной школе
Школа один из значимых институтов образования в жизни человека. Учебная деятельность, организуемая школой, занимает большую по времени часть жизни ребенка. Современная форма организации школьной жизни была придумана еще в начале 18 века Я.А. Коменским, создателем классно-урочной системы обучения, с ...

Навигация