Всем известно, что нам приходится давать студенту в вузе то, что он недополучил в школе. Из-за этого учебные планы вузов перегружены, большая часть времени затрачивается на общеобразовательные дисциплины. А в большинстве европейских стран курс общей философии изучается в старших классах гимназий и колледжей, и студенты уже изначально знают те азы философии, которые нам приходится давать в вузе, да еще в рамках очень сжатой и несовершенной программы.
Естественно, в такой ситуации ничего, кроме отвращения к философии, у студента и не может возникнуть. А ведь еще Кант ввел различение двух уровней философии, выполняющих разные задачи. Первый он обозначил как школярскую философию, знакомиться с которой следует на ранних стадиях обучения, в школах, гимназиях и лицеях, иначе говоря, в рамках среднего школьного образования. Сами эти знания учат людей не философии как таковой, а лишь тому, что понимали под философией другие люди. Таким путем человек философствовать не научится, но положительное знание о предмете он получить может. Второй уровень философии, по Канту, - это философия как особая наука о достижениях человеческого разума, которая выявляет значение для человека всех других видов знания. Здесь она выступает как философская мудрость. Кант формулирует основные вопросы, на которые должна отвечать философия: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Это высший уровень философии, который должен преподаваться на философских факультетах университетов.
Но между школярским и высшим уровнем обучения философии находится еще один уровень - общеуниверситетский, который должен быть характерен для нефилософских факультетов университетов. Он гораздо объемнее и глубже первого уровня, и в специализированных вузах программа по философии должна быть составлена таким образом, чтобы соответствовать профилю представленных факультетов, тем самым демонстрируя связь философии с фундаментальными науками и практической деятельностью, которой студенты в последующем, по окончании вуза будут заниматься. Конечно, проблемы данной тематики сложно раскрыть в таком небольшом объеме. Думается, что Министерству образования Республики Беларусь следует серьезно задуматься, каким мы хотим видеть наше молодое поколение.
Помнится, во времена моего студенчества, нам было, мягко говоря, несколько странно, когда иностранный студент не мог, скажем, назвать столиц основных государств Европы, или даже столицу своего государства. Сегодня наши студенты, в основной своей массе, находятся практически на том же уровне познания, а может даже и более низком, особенно по истории, философии, этике и другим нужным гуманитарным дисциплинам, а, между тем, само название, «университет», говорит о том, что студент должен быть, не только обучен по специальности, но и всесторонне хорошо образован. В противном случае мы придем к тому, что за не знанием философии и других общеобразовательных дисциплин, нам скоро не нужна будет и математика и другие науки. Зачем, если сейчас есть мировая сеть, которая может дать ответ практически на любой вопрос. Зачем учить язык, зачем писать? До чего мы тогда дойдем?
Взаимодействие академической и вузовской философии.
Проблема взаимодействия академической и вузовской философии всегда была актуальной, особенно для вузовской философии. Ведь цель и задачи академической и вузовской философии общие - исследование и формирование новых мировоззренческих парадигм. Проблема формирования новых мировоззренческих парадигм стала особенно актуальной в эпоху глобализации, когда стремительно меняющийся мир буквально требует нового мировоззрения для своего выживания.
Однако частные задачи академической и вузовской философии весьма разнятся, что, кстати, определяет и специфику подхода к предмету философии и самой философии. Для академической философии философия - это, в первую очередь, наука, работающая с предельными основаниями трех универсальных сфер бытия и познания их человеком: онтология, гносеология и философская антропология. Для вузовской философии - это предмет преподавания одной из учебных дисциплин вуза, правда, заметим, весьма специфический предмет.
Материалы по педагогике:
Приемы и техника игры в элементарный футбол
Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, примы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря. Перемещение в виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед, прыжков применяются в подвижных играх с мячом и самой игре в фу ...
Планирование в деятельности педагога
Тематическое планирование учебного материала. В традиционной дидактике принято различать 2 этапа в подготовке учителя к уроку- предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени содержания учебного ма ...
Организация труда учащихся в процессе подготовки к занятиям
Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывае ...