Гендерные характеристики представителей среднего возраста изучены с позиций переживания конфликтов. В этом возрасте противоречия между индивидуальными потребностями личностного развития и нормативными представлениями, реализованными в гендерных стереотипах, чаще всего проявляются как внутриличностные конфликты. В периоде поздней взрослости также можно выделить ситуации конфликтного столкновения гендерных стереотипов и жизненных ситуаций.
В процессе половой идентификации каждый ребенок создает свои гендерные представления – обобщенный образ человека как носителя определенного пола (мужского, женского), в котором отражены его наиболее характерные особенности (социально-психологические прежде всего).
К гендерным представлениям младших школьников можно отнести
– осознавание мужских и женских ролей в семье и обществе;
– понимание о том, как распределены функции и обязанности членов семьи;
– различие особенностей мальчиков и девочек.
Важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается, ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями.
Половая идентификация – это стадиальный процесс. Однако, как полагают некоторые авторы, завершение формирования полоролевых позиций происходит лишь в юношеском возрасте. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности, возникает завышенная оценка ее значения, связанная с ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У юношей же возникает фетишизация силы и мужественности.
В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым, начиная формировать их половую идентичность. При этом отмечается, что не только личность родителей и стиль их поведения, но и особенности речи по-разному сказываются на языковом и личностном развитии ребенка, так как обращение к ребенку матери и отца существенно различаются между собой. В частности, американская исследовательница Д. Глисон обратила внимание на то, что отцы меньше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ему лексику и более сложные грамматические построения, что предъявляет более высокие когнитивные требования к ребенку.
В широком контексте развития языковых возможностей отец играет роль «мостика» между узами семейным окружением и внешним миром, расширяя практический опыт ребенка. Речь отца, адресованная сыну, характеризуется более строгим контролем его активности, что выражается в более частом употреблении повелительного наклонения и вопросов, требующих ответов «да» или «нет», в то время как речь матери менее директивна и приспособлена к детскому восприятию. Матери имеют обыкновение разговаривать с дочерьми больше и иначе, чем с сыновьями. Они в своем обращении с сыновьями больше стимулируют их когнитивное развитие, задавая вопросы, используя числа и более подробные объяснения.
По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочек. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца, тем серьезнее могу оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличено мужского поведения с зависимым характером.
Материалы по педагогике:
Строение
и жизнедеятельность бактерий
Бактерии — относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы. Форма бактерий. В зависимости от формы клетки бактерии различают шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде д ...
Эксперимент по выявлению эффективности интерактивного метода на
уроке русского языка в 4 классе
Для обоснования и подтверждения теоретических положений, представленных в данной работе было организовано опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого предполагалось доказать эффективность предлагаемого комплекса уроков русского языка с применением интерактивных методов обучения для 4 кла ...
Варианты проведения утренней гимнастики
1. Традиционная утренняя гимнастика с использованием общеразвивающих упражнений Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений. В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3–7 в зависим ...