Система упражнений с текстами, отобранными для формирования речевых умений

Страница 2

Речевые упражнения можно подразделить на ориентировочные и тренировочные. Назначение ориентировочных упражнений состоит в том, чтобы научить учащихся находить в тексте всевозможные опоры для понимания - как лингвистические и экстралингвистические, используя при этом свой опыт - языковой и жизненный. Они призваны выработать установки на: мобилизацию данных контекста; актуализацию имеющихся в опыте знаний, представлений, эмоциональных переживаний; понимание текста в обход имеющихся трудностей.

Назначение тренировочных упражнений в том, чтобы научить учащихся в вариативных условиях восприятия извлекать из текста максимум экстралингвистической информации, необходимой для реализации целей речевой и неречевой деятельности. Речевое упражнение включает компоненты, отражающие структурную триаду любого вида деятельности: подготовку к прослушиванию сообщения, само прослушивание, анализ результатов прослушивания.

Каждый компонент упражнения может иметь свою собственную задачу. От того, насколько целесообразно согласованы эти задачи, во многом зависит эффективность процесса обучения. Задание, выполняемое после прослушивания, должно органически вытекать из цели, ради которой ученик прослушивая текст, и из особенностей текста. Оно должно быть непосредственно связано с характером деятельности, составной частью которой является восприятие текста.

Рассмотрим подробнее содержание и форму каждого из трех компонентов речевых упражнений.

Подготовка к прослушиванию сообщения это звено упражнения отражает мотивационно-целевой аспект деятельности. Задание, даваемое до прослушивания сообщения, организует мыслительную деятельность, внимание, запоминание в процессе слушания. Если в задании содержится указание на последующий за слушанием вид работы - это помогает направить внимание учащихся на подготовку к другому роду деятельности, создает определенную установку, стимулирует послепроизвольное внимание именно этот вид внимания, как утверждают психологи, не вызывает утомления, обеспечивает оптимальные условия восприятия речи. Задания должны направлять внимание

На содержание сообщения, а не на его языковую форму. Последнее часто возникает само собой при восприятии речи на иностранном языке и в большинстве случаев отрицательно влияет на качество восприятия содержания речевого сообщения. Это относится прежде всего к новым словам. При встрече с такими словами возникает психологический барьер, препятствующий пониманию всего текста. Нужно специально выработать у учащихся привычку обходить незнакомые слова, понимать содержание текста независимо от наличия какого-то количества новых слов.

Прослушивание текста. Оно направлено на формирование аналитико-синтетической и исполнительной части аудитивной деятельности и наиболее тесно связано с подготовительным этапом, является его продолжением и развитием на уровне более сложной речевой единицы - связного текста.

Задача этого компонента упражнений состоит в том, чтобы путем строгой градации текстового материала и условий его предъявления добиться постепенного наращивания умений и навыков, обеспечивающих смысловое восприятие речи. В процессе прослушивания текстов должно быть сформировано умение одновременно преодолевать все трудности восприятия и понимания звучащей речи, автоматизированное, т.е. неосознанное; восприятие языковой формы сообщения, непосредственное и мгновенное понимание смыслового содержания.

Во время слушания текста обучающиеся должны понять его смысл и установить коммуникативное намерение говорящего. Они должны удержать в памяти то новое, что они узнали из текста и дать ему оценку: интересно / неинтересно, важно / неважно, полезно / бесполезно, познавательно / непознавательно.

Анализ результатов прослушивания. Третий компонент речевых упражнений может быть как вербальным, так и невербальным. Если раньше ему приписывалась только контролирующая роль, то теперь действия ученика следующие за прослушиванием сообщения, рассматриваются не только как способ проявить свое понимание прослушанного, но и как естественная коммуникативная реакция (feedback), обоюдно важная как для говорящего, так и для слушающего. Речь идет об этом может идти прежде всего при непосредственном общении, однако, и при восприятии записи на магнитной ленте, также возможно выражение своего отношения к услышанному, только направлено оно бывает не к диктору, а к другим участникам прослушивания.

Действия, выполняемые после прослушивания могут носить характер передачи сообщения, идентификации дополнительных сообщений с ранее воспринятым, анализа содержания, его оценки, дополнения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении младших школьников
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы: 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника». Среди этих учащ ...

Модели социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательных учреждений
Социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи Дети с нарушением слуха – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Вместо членораздельной речи он ...

Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе
Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сто ...

Навигация