Исследование состояния зрительной памяти выявило возможности 8 детей КГ воспроизвести все 6 фигур правильно, в ЭГ соответственно 3 ребенка. 7 детей из ЭГ и 2 детей из КГ справились с заданием, запомнив 3-5 фигур. Использование количества предъявлений образца для запоминания составило 3-4 раза. Без особенностей оказались рисунки 3 детей КГ. У остальных детей они выражались в неоднократном обведении линий, рисовании дополнительных линий зеркальности, пропусках элементов, переворотах фигур в различных направлениях, спуске изображения вниз листа, увеличение размера добавление элементов дрожание линии. Рисунки всех детей ЭГ отличались многочисленными особенностями: зеркальностью, разворотами на 180 градусов, различным размером, прерыванием, неоднократным обведением, изменением округлых элементов, добавлением новых. Дети придумывали другие фигуры, не дорисовывали элементы фигур. Повторяемые элементы могли близко располагаться. Мелкие элементы изменялись по количеству, размеру; происходила утрата порядка. Рисунки, элементы фигур, углы смещались (вниз листа, направо, смещались со строки), выходили за границы фигуры и др. (см. протокол).
При определении местоположения заданного угла в измененной последовательности и положении (исследование состояния зрительно-пространственного гнозиса) затруднения не испытали 3 детей ЭГ и 7 детей КГ. Соответственно четверым и трём детям для правильного восприятия потребовалось количество времени, превышающее 5 секунд. Трое детей ЭГ допустили по одной ошибке и не смогли принять помощь, чтобы их исправить.
Данные, полученные в результате исследования состояния оптико-пространственного праксиса выделили 2 дошкольников ЭГ и 7 КГ, которые показали наиболее полное сходство изображений фигур Тейлора и Рея-Остеррица. Изменение масштаба было не более, чем в 2 раза, дети стремились контролировать процесс копирования; движения отличались плавностью, уверенностью, сохраняемым тонусом и переключаемостью. Они использовали нормативную стратегию (дедуктивную). 5 детей ЭГ и 3 ребенка КГ при выполнении задания в связи с неустойчивостью самоконтроля, непоследовательностью движений допускали отклонения в вертикальном и горизонтальном направлении фигур и их элементов и изменили количество фигур предъявленных в образце. Их стратегия выполнения задания была пофрагментарной и имела либо нарушения метрического синтеза, либо структурно-топологических представлений. У 3 детей ЭГ при сохранении общего сходства наблюдались развороты отдельных фигур, потеря элементов, выход элементов за пределы фигуры или наоборот недоведение элемента до границы фигуры; фигуры отличались по величине и смене местоположения; присутствовали дополнительные линии и штрихи; движения носили прерывистый характер. Дети также использовали пофрагментарную стратегию выполнения; при копировании присутствовали нарушения метрического синтеза, структурно-топологический дефицит, левостороннее игнорирование, дефицит координатных представлений. У 3 детей ЭГ сходство с образцом минимально, а размер и количество элементов составляющих фигур не соответствовало образцу. Они использовали хаотичную стратегию, а вышеперечисленные нарушения носили преобладающий, стойкий характер.
При определении уровня актуального интеллектуального развития в процессе наблюдений и бесед с воспитателями выявилась сформированность самоконтроля у 2 детей ЭГ и 6 детей КГ принимали задание, соблюдали все правила, исправляли ошибку сразу, в момент ее возникновения. В задании «Ошибка художника» они правильно называли все изображенные предметы, объясняя нелепости. Способность к классификации у них в соответствии с возрастной нормой. Действия этих дошкольников направлены на достижение результата, произвольны; допущенные ошибки исправляются ими самостоятельно в момент возникновения. 5 детей ЭГ и 4 ребенка КГ допустили 3-4 ошибки, при объяснении нелепостей у них возникали затруднения, молчание, возникала необходимость в наглядности. Инструкция при выполнении заданий ими забывается, произвольность действий в стадии формирования, самоконтроль полностью не сформирован. К концу задания для исправления допущенных ошибок им требовалась стимульная помощь. 3 детей КГ при узнавании и назывании предметов часто не замечали неточности, и объясненяя нелепости сочетаний, допускали множественные ошибки. Иногда просто называли фактическое восприятие изображения «Здесь это, а здесь это» без логичного объяснения невозможности существования предлагаемых связей. Эти дети часто отвлекались; предлагали игру. Самоконтроль отсутствует, стимульная помощь ими игнорируется. Характеризуются непроизвольностью и истощаемостью психических процессов, низкой работоспособностью.
Материалы по педагогике:
Пути эволюции жанра сонаты в творчестве Бетховена
Фортепианная соната была для Бетховена наиболее непосредственной формой выражения волновавших его мыслей и чувств, его главных художественных устремлений. Его влечение к этому жанру было особенно устойчивым. Если симфонии появлялись у него как итог и обобщение длительного периода исканий, то фортеп ...
Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных
целях
Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного ш ...
Опыт эмпирического исследования гендерных представлений младших школьников
из неполных семей
В практической части нашего исследования мы поставили перед собой следующие задачи. 1. Провести эмпирическое исследование особенностей гендерных представлений детей из неполных семей. 2. Дать рекомендации по развитию гендерных представлений у детей младшего школьного возраста учителям начальных кла ...