При выделении слов с заданным звуком из предложения ошибками явились недоговаривание слов, объединение предлога со словом в одно, называние части слова. Дети КГ с данным заданием справились успешно: 5 дошкольников на высоком уровне (соответственно в ЭГ – 2 ребенка). Допустили 3-4 ошибки, нуждались в повторении предложений 4 детей КГ и 3 – в ЭГ. Множественные ошибки, необходимость утрированного произнесения звуков и многократного повторения возникли у 1 ребенка КГ и 5 детей ЭГ. Умение синтезировать предложения самостоятельно показали 3 детей КГ. Допустили 1-2 ошибки, принимали помощь в повторении слов, помогали себе сопутствующим проговариванием слов 3 дошкольника ЭГ и 6 детей КГ. Из слов «зимой, погода, холодная» составлялись простые предложения «Зимой холодно», «Холодно». Серии слов «папа, портфель, красивый, купил» «падают, на, землю, тихо, снежинки» также теряли 1-2 слова. Допускались ошибки согласования слов. На низком уровне выполнили задание 7 детей ЭГ и 1 ребенок КГ. Наиболее трудным оказалось для детей обеих групп задание на выявление языковых представлений. Самостоятельно с ним справились лишь 2 детей КГ. 3 детей ЭГ и 5 из КГ допустили 1-2 ошибки, остальные более двух. Дети отвлекались или привлекали наоборот внимание, чтобы понимать успешность ответа. Требовались повторение инструкции, совместный счет, иногда дети составляли предложение по подобию. 7 дошкольников ЭГ и 3 детей КГ допустили более 2 ошибок или составляли любые предложения, не обращая внимания на количество кругов.
Как видно из таблицы № 3 слоговой анализ и синтез нарушен у всех детей с общим недоразвитием речи.
Таблица № 3 Данные исследования слогового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием
Задания |
Количество детей, выполнивших задание с оценкой | ||||||
3 балла |
2 балла |
1 балл | |||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | ||
Исследование |
умения определять количество и последовательность слогов в слове |
- |
2 |
4 |
6 |
6 |
2 |
умения составлять слово из произнесенных слогов |
1 |
7 |
5 |
3 |
4 |
- | |
представлений на уровне слова |
- |
2 |
2 |
3 |
8 |
5 |
Определить количество и последовательность слогов в слове правильно и самостоятельно смог 1 ребенок КГ. Многочисленные ошибки в виде перестановок, пропусков, недоговаривания допустили 6 детей ЭГ и 2 детей КГ. У них отсутствовало внимание к повторному выделению слогов экспериментатором, они не различают понятия «звук» и «слог»; иногда застревали на звуке или произносили хаотичный набор звуков. Остальные (4 детей ЭГ и 6 – КГ) количество и последовательность слогов указали верно при повторных выделениях слогов (совместно со взрослым). Допущеные 1-2 ошибки в словах со стечением согласных смогли при указании исправить самостоятельно. Самостоятельно и правильно составить слова из произнесенных слогов смогли 7 детей КГ и 1 ребенок КГ. 5 детей ЭГ и 3 детей КГ неуверенно произносили слова, допуская от 3 до 4 ошибок, им был важен повтор трех- четырехсложных слов. Не смогли составить половину предложенных слов из заданных слогов 4 детей ЭГ: они изменяли их в ласкательную форму, включали новые слова, отделяли от слова части, добавляли иные буквы и слоги. Дети проявляли неуверенность при составлении четырехсложных слов и слов со стечением согласных. Так, в слове велосипед, многие дети отделяли звук [д], образуя 5 слогов, или в слове корзина отделяли звук [р], также увеличивая количество слогов. Слово «капуста» выглядело в произношении как «тапутас», «корзина» как «Зина-малина», «жеребенок» как «ребенок», «крыша» как «мышка». Смешение понятий «звук» и «слог» побуждало детей называть именно количество звуков, а не слогов. Исследование представлений на уровне слова показало, что 8 детей ЭГ и 5 детей КГ пытаются составить любые слова, не обращая внимания на изображенную цифру, они допускают ошибки в смешении понятий «звук» и «слог». 2 детей ЭГ и 3 детей КГ по подобию, при повторении инструкции, совместном счете смогли составить слова, допустив 2 ошибки. 2 детей КГ справились с заданием самостоятельно.
Материалы по педагогике:
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты
В этой теме учащиеся неявно знакомятся с таким важным свойством магнитного поля, как принцип суперпозиции полей. Как известно, он состоит в том, что при наличии нескольких источников поля (например, нескольких проводников с током) магнитное поле в любой точке пространства определяется сложением (ве ...
Диaгнocтикa уpoвнeй cфopмиpoвaннocти учeбнo-пoзнaвaтeльнoй кoмпeтeнтнocти нa
уpoкaх инфopмaтики в пятoм клacce
Пpeддиплoмнaя пpaктикa пpoхoдилa в муниципaльнoм oбpaзoвaтeльнoм учpeждeнии «Oктябpьcкaя cpeдняя oбщeoбpaзoвaтeльнaя шкoлa», в пятoм клacce, дeлившeмcя нa двe пoдгpуппы. В экcпepимeнтe пpиняли учacтиe 22 oбучaющeгocя : 11 чeлoвeк из пepвoй пoдгpуппы клacca вхoдилo в кoнтpoльную гpуппу, 11 чeлoвeк и ...
Виды тестирования, классификация тестов
Тестирование проводится как с отдельными лицами, так и в группах. В педагогике доминируют групповые тесты, проводимые в школьных классах, так как они являются наиболее экономными для преподавателя. Использование индивидуальных тестов (не считая тестов интеллекта, которые проводит преподаватель-конс ...